Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Апрель, 2022

Федеральный закон от 01.05.2022 №135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (вступает в силу с 1 сентября 2022 года).


что изменили?


Статья 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая в предыдущей редакции называлась: «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», изложена в новой редакции: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя[1], запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)».

  • Изменена формулировка о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя вместо недействительных (в предыдущей редакции), теперь признаются ничтожными.
  • Расширяется перечень лиц, которые обязаны возместить убытки потребителю, возникшие из-за включения в договор условий, ущемляющих его права: помимо продавца, исполнителя и изготовителя, норма распространяется и на импортеров, владельцев агрегаторов.
  • Устанавливается срок удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков – 10 дней.
  • Предлагается установить запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем. Эта новелла полностью коррелируется с одной из основополагающих норм Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 5), гласящей, что обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки и не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) обязан в письменной форме сообщить в течение 7 дней по требованию потребителя о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. Если потребитель предъявил такое требование в устной форме, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

С данным Федеральным законом тесно связан Федеральный закон от 28.05.2022 №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу с 1 сентября 2022 года).

В соответствии с ним статья 14.8 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение иных прав потребителей, дополнена новой частью 7, закрепляющей, что:

  • «7. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.».

ВЫВОД: принятые законодательные изменения расцениваются как положительные, поскольку направлены на защиту прав потребителей в случаях принуждения их к заключению договоров, содержащих условия, ущемляющие их права, в т.ч. устанавливают запрет требования от потребителя передачи его персональных данных, не обусловленных предметом договора и административную ответственность за нарушение этого запрета. Для НКО же будет необходимо пересмотреть свои формы договоров и исключить из них положения, которые могут быть истолкованы как ущемляющие права потребителя.

[1] К ним относятся условия, которые:
1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;
7) ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) уменьшают размер законной неустойки;
10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;
11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.05.2022 №70 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 и № 3 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 214».

         Внесены изменения в Приказ Минюста России от 24.09.2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменяется порядок применения отдельных норм законодательства о некоммерческих организациях к СМИ, включенным в реестр выполняющих функции иностранного агента (далее – СМИ-ИА), установленный в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
Приказом установлено, что СМИ-ИА отчитываются в Минюст по формам ОИА001, ОИА002, ОИА003, утвержденным приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года №184 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», применяющимся с 1 марта 2022 года. Формы ОАИ004 – ОИА007 СМИ-ИА не заполняются и не представляются в Минюст. Приказ содержит также перечень отдельных пунктов форм отчетности, которые не требуется заполнять.
Иностранные юридические лица, российские юридические лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:
- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,
- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом,
- сообщение о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), по форме № ОИА003 ежегодно в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом аудит должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Физические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:
- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,
- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом.
Сообщение о предоставлении аудиторского заключения (форма ОИА003):
- физическими лицами, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, аудит не проводится,
- иностранными структурами без образования юридического лица, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, из чего можно сделать вывод, что аудит не проводится.
СМИ-ИА должны маркировать не только производимые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но и материалы, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, указанием на то, что эти материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.
Информация, касающаяся деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться указанием на то, что такая информация касается деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.
Вывод: СМИ-ИА отчитываются в Минюст России по формам, утвержденным для НКО-ИА, и, с одной стороны, внесенные изменения носят технический характер и связаны с утверждением Минюстом новых форм отчетности НКО-ИА, но с другой стороны важно отметить, что не планируется запрашивать у СМИ-ИА отчеты по еще четырем формам, которые появились для НКО-ИА осенью 2021 года. В то же время, установлена дополнительная обязанность специфической маркировки не только издаваемых/распространяемых материалов СМИ-ИА, но и любой другой информации, касающейся их деятельности, а также материалов, направляемых в государственные органы, образовательные и иные организации.

Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Законом изменен порядок формирования и ведения реестра национально-культурных автономий. В настоящее время в соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ведение такого реестра осуществляется Министерством юстиции РФ (по состоянию на 28 апреля 2022 года в нем содержатся сведения о 1 248 зарегистрированных НКА). В соответствии с внесенными изменениями функции ведения данного реестра должны быть переданы Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН). Порядок ведения реестра и состав включаемых в него сведений будет определен постановлением Правительства РФ, сведения в ФАДН для ведения реестра будут предоставляться Минюстом России.

Закреплено, что сообщение о предстоящем учреждении федеральной или региональной НКА должно быть направлено одним из инициаторов в ФАДН не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда). При этом, ФАДН вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной НКА.

Также уточнен порядок формирования и деятельности консультативного совета по делам НКА при ФАДН, действующего на общественных началах.

Вывод: оценить положительный или отрицательный характер внесенных изменений можно только после принятия всех необходимых подзаконных актов и применения их норм на практике. Формально же на НКА никаких новых обязанностей не накладывается, а существовавший ранее порядок их регистрации и контроля деятельности не изменяется.

Проекты федеральных законов
6 апреля 2022 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами А.Е. Хинштейном, С.А. Гавриловым, С.М. Боярским, А.В. Горелкиным, А.А. Ющенко, А.И. Немкиным, А.О. Ткачевым, И.А. Панькиной, А.К. Луговым, Д.Г. Гусевым, сенаторами А.А. Клишасом, А.В. Яцкиным внесен проект федерального закона №101234-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных».
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:

1. закрепить экстерриториальность действия Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», т.е. установить, что его положения применяются к обработке персональных данных граждан Российской Федерации, осуществляемой на основании соглашений между российскими и (или) иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами, а также к совершаемым иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами действиям с персональными данными граждан Российской Федерации, если такие соглашения или действия затрагивают права и свободы субъекта персональных данных;

2. закрепить отличное от понятия «оператор персональных данных» определение «лица, осуществляющего обработку персональных данных» – это «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, но не определяющее цели обработки указанных персональных данных, состав персональных данных, действия, совершаемые с персональными данными»;

3. дополнить перечень действий с персональными данными, входящих в понятие «обработка», осуществлением логических и (или) арифметических операций с такими данными;

4. конкретизировать перечень лиц и организаций, передача персональных данных которым будет расцениваться в качестве трансграничной передачи персональных данных;

5. закрепить, что согласие на обработку персональных данных должно быть не только конкретным, информированным и сознательным, но также и «предметным и однозначным» (в законопроекте содержание этих понятий не раскрывается);

6. установить запрет на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних до 18 лет, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;

7. закрепить, что оператор не вправе отказывать в предоставлении услуг в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и(или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным. Предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8. ввести обязанность оператора уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных (и требования к содержанию такого уведомления). По результатам рассмотрения уведомления Роскомнадзор сможет устанавливать запрет или ограничение трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Такое решение может быть принято Роскомнадзором в течение 30 дней с момента подачи уведомления, трансграничная передача ПДн в течение этого срока не ограничивается, если речь идет о государствах, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, в других случаях трансграничная передача ПДн в течение этого срока не допускается;

9. закрепить обязанность Роскомнадзора установить требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона (тем самым устраняется правовая неопределенность: обязанность оператора проводить оценку закреплена, но утвержденных требований и методик не существует);

10. сократить сроки предоставления информации оператором ПДн по запросу субъекта ПДн или Роскомнадзора с 30 дней до 10 рабочих дней;

11. ввести обязанность оператора ПДн уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов с момента установления факта неправомерного или случайного доступа, предоставления, распространения, передачи персональных данных, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, с указанием сведений о причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, о предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о лицах, допустивших указанный доступ, а также о принятых мерах по устранению соответствующих последствий;

12. закрепить обязанность Роскомнадзора установить требования к подтверждению уничтожения ПДн;

13. существенно сократить перечень исключений, позволяющих оператору ПДн не подавать в Роскомнадзор уведомление об обработке ПДн (ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных». Фактически исключаются все наиболее часто использовавшиеся основания: обработка ПДн в рамках договорных отношений с субъектом ПДн или обработка общественным объединением ПДн своих членов (участников) при условии нераспространения ПДн без их согласия.

Вывод: законопроект содержит как положительные предложения в части уточнения понятийного аппарата, обязанности Роскомнадзора по утверждению требований к оценке возможного вреда правам субъектов ПДн и к подтверждению уничтожения ПДн, так и резко отрицательные новеллы об исключении оснований для неподачи оператором уведомления об обработке ПДн и введении дополнительных обязанностей для операторов.
6 апреля 2022 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, М.Г. Делягиным, А.К. Луговым, Р.Б. Чемерис, М.В. Бутиной, Я.В. Лантратовой, О.А. Матвейчевым, Е.В. Ревенко, Д.И. Савельевым, А.О. Ткачевым, А.Л. Шхагошевым, С.Д. Леоновым внесен проект федерального закона №101646-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается дополнить перечень информации, распространяемой с нарушением закона, доступ к которой может быть ограничен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). К такой информации предлагается отнести «недостоверную информацию, содержащую данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащую данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленную на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, информацию, содержащую призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций».

Порядок ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам предлагается дополнить правом такого же ограничения доступа и к копиям заблокированного информационного ресурса (ресурсам, сходным с ним до степени смешения).

Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» предлагается дополнить новой статьей 3.4, устанавливающей, что в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского средства массовой информации в качестве ответной меры на основании решения Генерального прокурора или его заместителей на территории Российской Федерации может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного средства массовой информации, зарегистрированного на территории такого иностранного государства и распространяющего свою продукцию на территории Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по лицензионному договору или через российское юридическое лицо.

Запрет деятельности иностранного СМИ влечет за собой:

1) запрет на распространение любых информационных материалов иностранного средства массовой информации, в том числе через другие средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;

2) прекращение на территории Российской Федерации аккредитации корреспондентов иностранного средства массовой информации;

3) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений (представительств) и прекращение деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации структурных подразделений (представительств);

4) отказ кредитных и некредитных финансовых организаций в проведении операций с денежными средствам и (или) иным имуществом;

5) запрет на учреждение иностранным средством массовой информации на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.

Коррелирующие изменения, связанные с признанием регистрации СМИ недействительной, прекращением действия лицензии на вещание, лишением аккредитации журналистов, вносятся и в Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Вывод: законопроект направлен на законодательное закрепление ответных мер, которые могут быть предприняты в случае запрета деятельности российских СМИ за рубежом.
25 апреля 2022 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами и сенаторами внесен проект федерального закона №113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Суть законопроекта состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента» (некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации, незарегистрированных общественных объединений, физических лиц). Само понятие упрощается до понятия «иностранный агент».

В перечень лиц, которым может быть присвоен данный статус, добавлены российские и иностранные коммерческие юридические лица, а также «иные объединения лиц» (по всей видимости, подразумеваются объединения лиц в широком смысле, которые не обладают необходимыми признаками незарегистрированного общественного объединения – наличие устава, сформированные руководящие и контрольно-ревизионные органы – ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Вводится понятие «иностранное влияние» - «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».

Вместе с тем, в законе предлагается закрепить и новые запреты и ограничения для иностранных агентов:

  • запрет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
  • запрет осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних;
  • запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • невозможность применять упрощенную систему налогообложения;
  • невозможность применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку вводит дополнительные ограничения для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента, учитывая размытый и спорный характер законодательных норм, позволяющих присваивать такой статус.

Проекты постановлений Правительства
18 апреля 2022 года истек срок общественного обсуждения опубликованного Минпросвещения России проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Данный проект является второй попыткой урегулировать правила осуществления просветительской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 122 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработка первого проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» была прекращена в связи с поступлением большого количества негативных отзывов за период его общественного обсуждения.

В соответствии с законом, просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Просветительскую деятельность могут осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований законодательства. Несмотря на то, что субъектами закона об образовании являются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также обучающие и обучающиеся лица и их законные представители, предполагается, что обсуждаемые правила будут применяться не только к субъектам закона.

В проекте указано, что «содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации». Данный пункт формально определяет многообразие позитивных целей просвещения.

Определены и формы осуществления просветительской деятельности:
  • лекции,
  • презентации,
  • семинары,
  • мастер-классы,
  • круглые столы,
  • дискуссии и
  • иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.

Для отдельных лиц есть дополнительные требования:

1. сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, внесенного в реестры выполняющих функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, сопровождаются указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента. Текст указания будет определен Минпросвещения.

2. организатор просветительской деятельности, осуществляющий просветительскую деятельность:
а) в отношении несовершеннолетних
б) с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения путем подготовки и представления программы просветительской деятельности в срок не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.

Форма и порядок направления такого уведомления будут определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В программе просветительской деятельности должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Представленные документы могу быть направлены на экспертизу, в случае обнаружения несоответствия требований или нарушения законодательства не позднее чем за 5 дней до начала программы Минпросвещения возвращает документы и требует доработки или обращается в суд в связи нарушением уголовного или административного законодательства.

Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на:
  • культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
  • просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.

Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросом без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.

Вывод: В целом воздействия на НКО не будет, но важно, каким образом будут проходить процедуры согласования программ тех организаций, кто работает с детьми и за государственные средства.
Данное положение не распространяется на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также на просветительскую деятельность, осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа изменяет порядок применения отдельных норм законодательства о некоммерческих организациях к СМИ, включенным в реестр выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр СМИ-ИА), установленный в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации». Публичное обсуждение проекта продлится до 15 апреля.

Лица, включенные в реестр СМИ-ИА будут отчитываться в Минюст России по формам, утвержденным Приказом Минюста России от 30.09.2021 №184 для НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные юридические лица, российские юридические лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,

  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом,

  • сообщение о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, по форме № ОИА003 ежегодно в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом аудит должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Физические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:

  • отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,

  • отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом.

Сообщение о предоставлении аудиторского заключения (форма ОИА003):

  • физическими лицами, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, аудит не проводится,

  • иностранными структурами без образования юридического лица, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, из чего можно сделать вывод, что аудит не проводится.

  • Проект приказа содержит отдельные пункты указанных выше форм отчетности, которые не требуют заполнения СМИ-ИА.

Отчеты представляются в Минюст России непосредственно, по почте с описью вложения либо в форме электронных документов с использованием сети «Интернет», в том числе через информационные ресурсы Минюста России в сети «Интернет», предназначенные для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России.

Для всех поименованных выше лиц изменится формулировка обязанности о маркировке материалов. Маркировать необходимо будет не только производимые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но и материалы, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, указанием на то, что эти материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Информация, касающаяся деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться указанием на то, что такая информация касается деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.

Вывод: СМИ-ИА отчитываются в Минюст России по формам, утвержденным для НКО-ИА, и с одной стороны, планируемые изменения носят технический характер и связаны с утверждением Минюстом новых форм отчетности НКО-ИА, но с другой стороны важно отметить, что не планируется запрашивать у СМИ-ИА отчеты по еще четырем формам, которые появились для НКО-ИА осенью 2021 года.

Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
В Роскомнадзор поступил вопрос: «Согласно Перечню правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных законодательству РФ в области персональных данных (утв. Роскомнадзором, по состоянию на 10 января 2022 г.), Роскомнадзор в рамках надзора за операторами персональных данных проверяет, в том числе, исполнение работодателями обязанностей, установленных статьями 86-89 Трудового кодекса РФ. Прошу пояснить, каким образом следует оформлять протоколы об административных правонарушениях в связи с нарушениями статей 86-89 Трудового кодекса РФ: составляется ли сотрудниками Роскомнадзора протокол по ст. 13.11 КоАП РФ, или же материалы КНМ пересылаются в ГИТ для составления протоколов по ст. 5.27 КоАП РФ?».

В ответе на данный вопрос Роскомнадзор лишь сообщил о том, что его должностные лица составляют протоколы об административных правонарушениях по ст. 13.11 КоАП РФ при выявлении нарушений требований законодательства в области персональных данных. Таким образом, суть вопроса о разграничении полномочий между Роскомнадзором и ГИТ при выявлении одних и тех же нарушений была проигнорирована.

ФНС в ответ на поступившее обращение дополнительно разъяснила, что налоговые органы вправе обрабатывать персональные данные без согласия налогоплательщиков.

Это следует как из Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (пп. 4 п. 1 ст. 6), так и из Положения о ФНС (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 №506) и федеральных законов, регулирующих ведение ФГИС ЕГР ЗАГС.

Согласно данному информационному сообщению, государственную регистрацию некоммерческих организаций предлагается осуществлять в срок не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения соответствующих документов (в обычных условиях – 14 рабочих дней), а в отношении общественных и религиозных объединений – 20 календарных дней (вместо 30 дней).

Сокращение указанных сроков рассмотрения документов подлежит исполнению по документам, поступившим с 01.04.2022.

Исходя из текста сообщения, сокращение сроков коснется только процедур регистрации вновь создаваемых организаций, сроки государственной регистрации изменений для действующих организаций не изменятся.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →