Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
1-15 декабря, 2022
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Об иностранных агентах
С 1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и ряд связанных с ним подзаконных актов.



Подлежат размещению:

1. В отношении юридических лиц:
а) полное наименование;
б) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в) основной государственный регистрационный номер (при наличии);
г) регистрационный номер (иной идентификатор) в стране регистрации или его аналог (при наличии) (для иностранного юридического лица);
д) основания включения в реестр иностранных агентов (далее - реестр) с указанием конкретных положений Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон);
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

2. В отношении физических лиц:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

3. В отношении общественных объединений, действующих без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) адрес (место нахождения) общественного объединения (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

4. В отношении иных объединений лиц:
а) полное наименование;
б) информационный ресурс (при наличии);
в) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
г) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
д) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
е) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

5. В отношении иностранных структур без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) регистрационный номер (иной идентификатор) или его аналог в иностранном государстве (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.



Утвержденные Правила закрепляют два вида взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранными агентами:

а) направление иностранному агенту уведомления об ограничении доступа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информационному ресурсу иностранного агента;

б) направление иностранным агентом обращения о возобновлении доступа к информационному ресурсу иностранного агента с приложением сведений, подтверждающих прекращение фактов нарушения законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента, содержащихся в запросе Министерства юстиции Российской Федерации об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента, содержащего сведения в отношении информационного ресурса (информационных ресурсов) иностранного агента и о нарушениях законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу (информационным ресурсам) иностранного агента, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Правом направления запроса в Роскомнадзор об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента наделен Минюст России (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Уведомление об ограничении доступа направляется в течение 3 рабочих дней с момента поступления в Роскомнадзор соответствующего запроса любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления.

Доступ к информационному ресурсу иностранного агента возобновляется в срок не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в Роскомнадзор обращения о возобновлении доступа при условии подтверждения факта устранения нарушений законодательства, послуживших основанием для направления запроса об ограничении доступа.


– они должны размещаться на русском языке;
– размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала;
– цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается;
– текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала;
– не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты;
– текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% размера такого изображения;
– не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала;
– при размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения;
– уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала;
– текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания;
– продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд.








Сам реестр размещен в виде pdf-файла по ссылке.

В отличие от ранее действовавшего регулирования, отныне в реестр возвращены, иностранные агенты, в отношении которых было принято решение об их исключении из него.

С 5 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2022 №498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный Федеральный закон связан со вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и вносит коррелирующие изменения в 40 федеральных законов в части терминологии, используемой в отношении иностранных агентов, и вводимых в отношении них ограничений, например, о запрете осуществления просветительской и образовательной деятельности в отношении несовершеннолетних, о запрете проведения антикоррупционной и общественной экологической экспертизы и т.д.

Внесенные в закон изменения:

  • перечень НКО, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, дополнен ассоциациями (союзами), фондами, автономными некоммерческими организациями. Ранее в законе фигурировали лишь общественные объединения;

  • введены положения о независимости ОНК от органов власти, о недопустимости вмешательства политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности ОНК;

  • оптимизируется финансовая деятельность ОНК за счет бюджетов общественных палат субъектов РФ;

  • необходимый срок правозащитной деятельности НКО, имеющей право выдвигать кандидатов в ОНК, сокращается с 5 до 3 лет;

  • увеличен на 15 дней (95 вместо 80) срок принятия решения Советом ОП РФ о назначении члена ОНК и выдачи ему мандата.

  • исключен запрет прокурорским работникам входить в состав ОНК.

  • Совет ОП РФ наделяется правом прекращения полномочий члена ОНК по собственной инициативе в случае ненадлежащего исполнения членом общественной наблюдательной комиссии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо грубого нарушения членом общественной наблюдательной комиссии Кодекса этики;

  • устанавливаются сроки направления ОНК отчетных материалов по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации: ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

  • закреплена обязанность ОНК направлять в Общественную палату Российской Федерации по запросу совета Общественной палаты материалов по вопросам, относящимся к ее деятельности;

  • внесены изменения в части взаимодействия ОНК с администрациями мест принудительного содержания.
Вывод: внесенные изменения конкретизируют основы деятельности ОНК, направлены на упрощение и повышение ее прозрачности.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в наименованиях НКО допускается использование слов «Российская Федерация», «Россия», а также производных от них только по специальному разрешению, выдаваемому в установленном Правительством РФ особом порядке (если иное не предусмотрено федеральными законами).

Порядок установлен Правилами выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (далее – Правила).

Постановление Правительства РФ дополняет Правила пунктом 14, предусматривающим возможность тем НКО, которые получили разрешение на использование в своем наименовании официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования в установленном порядке, сохранить это право при изменении своего наименования или организационно-правовой формы. А те разрешения на использование, которые были выданы в порядке, действовавшем до вступления в силу Правил (т.е. до 4 октября 2010 года), сохраняют свое действие. Это означает, что при приятии решения об изменении наименования или реорганизации те НКО, которые ранее получили право использовать слова «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от них, не должны заново получать разрешение на использование указанных слов.
Вывод: Постановление Правительства РФ направлено на упрощение процедур, связанных с сохранением права у некоммерческих организаций, использующих в своих наименованиях официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, при смене своего наименования, организационно-правовой формы или реорганизации.
Принятые ведомственные приказы
Приказ принят в целях реализации законодательных изменений, внесенных в п. 5 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которыми Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обязана утвердить требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных (ПДн) в случае нарушения требований закона.

Оценка проводится ответственным за обработку ПДн или комиссией, назначаемой оператором ПДн.

В ходе оценки должна быть определена одна из степеней возможного вреда:

1. Высокая в случаях:

  • обработки сведений, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, за исключением случаев, установленных федеральными законами, предусматривающими цели, порядок и условия обработки биометрических персональных данных;

  • обработки специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, сведений о судимости, за исключением случаев, установленных федеральными законами, предусматривающими цели, порядок и условия обработки специальных категорий персональных данных;

  • обработки персональных данных несовершеннолетних для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является несовершеннолетний, а также для заключения договора по инициативе несовершеннолетнего или договора, по которому несовершеннолетний будет являться выгодоприобретателем или поручителем в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • обезличивания персональных данных, в том числе с целью проведения оценочных (скоринговых) исследований, оказания услуг по прогнозированию поведения потребителей товаров и услуг, а также иных исследований, не предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных;

  • поручения иностранному лицу (иностранным лицам) осуществлять обработку персональных данных граждан Российской Федерации;

  • сбора персональных данных с использованием баз данных, находящихся за пределами Российской Федерации.

2. Средняя в случаях:

  • распространения персональных данных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оператора, а равно предоставление персональных данных неограниченному кругу лиц, за исключением случаев, установленных федеральными законами, предусматривающими цели, порядок и условия такой обработки персональных данных;

  • обработки персональных данных в дополнительных целях, отличных от первоначальной цели сбора;

  • продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с использованием баз персональных данных, владельцем которых является иной оператор;

  • получения согласия на обработку персональных данных посредством реализации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционала, не предполагающего дальнейшую идентификацию и (или) аутентификацию субъекта персональных данных;

  • осуществления деятельности по обработке персональных данных, предполагающей получение согласия на обработку персональных данных, содержащего положения о предоставлении права осуществлять обработку персональных данных определенному и (или) неопределенному кругу лиц в целях, несовместимых между собой.

3. Низкая в случаях:

  • ведения общедоступных источников персональных данных, сформированных в соответствии со статьей 8 Закона о персональных данных;

  • назначения в качестве ответственного за обработку персональных данных лица, не являющегося штатным сотрудником оператора.

Результат оценки оформляется актом, содержащим:
а) наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес оператора;
б) дату издания акта оценки вреда;
в) дату проведения оценки вреда;
г) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лиц (лица) (при наличии), проводивших оценку вреда, а также их (его) подпись;
д) степень вреда, которая может быть причинена субъекту персональных данных.

Если по итогам проведенной оценки вреда установлено, что в рамках деятельности по обработке ПДн субъекту ПДн могут быть причинены различные степени вреда, подлежит применению более высокая степень вреда.

Допускается составление акта в электронной форме, если он подписан с использованием ЭЦП.
Вывод: сама по себе обязанность операторов ПДн проводить оценку возможного вреда субъектам ПДн была закреплена и ранее, однако, требования к ее проведению и методики оценки не были определены. Принятие Приказа устраняет эту правовую коллизию.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Обязанность оператора ПДн назначить ответственного за обработку ПДн установлена п. 1 ч. 1 ст. 18.1 и ст. 22.1 ФЗ «О персональных данных»
Данный приказ также связан со вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», а именно введением новой ч. 7 ст. 21, в соответствии с которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обязан утвердить требования к подтверждению уничтожения персональных данных (ПДн) операторами ПДн.

В случае если обработка ПДн осуществляется оператором без использования средств автоматизации, документом, подтверждающим уничтожение ПДн субъектов, является акт об уничтожении ПДн.

В случае если обработка ПДн осуществляется оператором с использованием средств автоматизации, документами, подтверждающими уничтожение ПДн субъектов, являются акт об уничтожении ПДн и выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных (далее - выгрузка из журнала).

Акт об уничтожении персональных данных должен содержать:

а) наименование (юридического лица) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (физического лица) и адрес оператора;

б) наименование (юридического лица) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (физического лица), адрес лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) обработку ПДн субъекта (субъектов) персональных данных по поручению оператора (если обработка была поручена такому (таким) лицу (лицам);

в) фамилию, имя, отчество (при наличии) субъекта (субъектов) или иную информацию, относящуюся к определенному (определенным) физическому (физическим) лицу (лицам), чьи ПДн были уничтожены;

г) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лиц (лица), уничтоживших ПДн субъекта, а также их (его) подпись;

д) перечень категорий уничтоженных ПДн субъекта (субъектов);

е) наименование уничтоженного материального (материальных) носителя (носителей), содержащего (содержащих) ПДн субъекта (субъектов), с указанием количества листов в отношении каждого материального носителя (в случае обработки ПДн без использования средств автоматизации);

ж) наименование информационной (информационных) системы (систем) ПДн, из которой (которых) были уничтожены ПДн субъекта (субъектов) (в случае обработки персональных данных с использованием средств автоматизации);

з) способ уничтожения ПДн;

и) причину уничтожения ПДн;

к) дату уничтожения ПДн субъекта (субъектов).

Акт об уничтожении ПДн в электронной форме, подписанный с использованием ЭЦП, признается электронным документом, равнозначным акту об уничтожении персональных данных на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью лиц.

Выгрузка из журнала должна содержать:

а) фамилию, имя, отчество (при наличии) субъекта (субъектов) или иную информацию, относящуюся к определенному (определенным) физическому (физическим) лицу (лицам), чьи ПДн были уничтожены;

б) перечень категорий уничтоженных ПДн субъекта (субъектов);

в) наименование информационной системы ПДн, из которой были уничтожены ПДн субъекта (субъектов);

г) причину уничтожения ПДн;

д) дату уничтожения ПДн субъекта (субъектов).

В случае если выгрузка из журнала не позволяет указать отдельные сведения, недостающие сведения вносятся в акт об уничтожении ПДн.
Вывод: утверждение Роскомнадзором единообразных требований к актам уничтожения ПДн позволит исключить различное толкование норм законодательства в части содержания таких актов, что будет способствовать снижению рисков нарушения закона.
Проекты федеральных законов
Данный законопроект, разработанный Минюстом России, дважды в разных редакциях проходил процедуру общественного обсуждения: с 25 августа по 8 сентября 2021 года и с 29 октября по 15 ноября 2021 года.

В соответствии с внесенным законопроектом, планируется предоставить некоммерческим организациям возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России, но для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Законопроектом предлагается исключить из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

В случае принятия, законопроект вступит в силу с 1 марта 2023 года.
Вывод: принятие законопроекта позволит существенно упростить для НКО процедуру разработки устава, а также уменьшить его объем.