Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Ноябрь, 2022
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Данным Указом в Положение о Министерстве юстиции РФ внесены изменения, обусловленные ранее принятыми федеральными законами, расширившими перечень полномочий Минюста России:

  • осуществление функций по государственному контролю за деятельностью иностранных агентов;
  • ведение единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации;
  • ведение банка данных экстремистских материалов;
  • ведение реестра иностранных агентов;
  • ведение единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами;
а также утверждение порядков формирования данных реестров и представления необходимой информации для их ведения.

Вывод: Указ не устанавливает каких-либо дополнительных ограничений или запретов для НКО, а лишь технически закрепляет расширение полномочий Минюста России.
Об административных вопросах в общественных объединениях
В соответствии с внесенными изменениями на общественные движения распространены нормы, касающиеся полномочий постоянно действующего руководящего органа, ранее действовавшие лишь в отношении общественных организаций.

Ранее Федеральным законом от 02.06.2016 №179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 20.12.2017 №404-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» для общественных организаций была предусмотрена возможность отнесения уставом общественной организации полномочий по утверждению годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятию решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждению аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образованию и досрочному прекращению полномочий единоличного исполнительного органа к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. Эта норма не только позволила общественным организациям своевременно принимать решения по актуальным вопросам своей деятельности, но и снизила расходы на проведение дорогостоящих и более масштабных съездов (конференций) или общих собраний. Вместе с тем, аналогичная возможность не была установлена для общественных движений, что осложняло их деятельность.
Вывод: принятые изменения носят положительный характер, поскольку упрощают процесс принятия управленческих решений в общественных движениях.
Принятые изменения направлены на нормативную правовую регламентацию права добровольцев (волонтеров) на получение поддержки в форме предоставления оплаты услуг связи и включение данного вида доходов физических лиц в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), наравне с остальными доходами, полученными добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.

Ранее в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», добровольцы (волонтеры) имели право получать поддержку в поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.
Вывод: принятые изменения носят положительный характер, поскольку расширяют перечень видов поддержки деятельности добровольцев (волонтеров).
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
Утвержденными правилами установлено, что в день издания распоряжения о проведении внеплановой проверки иностранного агента Минюст России представляет в орган прокуратуры копию данного распоряжения и копию документа (содержащиеся в нем сведения), поступившего в Минюст России и послужившего основанием для внеплановой проверки.

Возможные варианты реагирования органа прокуратуры, в т.ч. запрет проведения внеплановой проверки, данным Постановлением Правительства РФ не установлены.
Вывод: Постановлением Правительства РФ установлен лишь перечень документов, направляемых Минюстом России в органы прокуратуры при проведении внеплановых проверок иностранных агентов.
Об опубликовании сведений об иностранных агентах

Распоряжение издано в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и закрепляет объем содержащихся в реестре иностранных агентов сведений, подлежащих размещению на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Подлежат размещению:

1. В отношении юридических лиц:
а) полное наименование;
б) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
в) основной государственный регистрационный номер (при наличии);
г) регистрационный номер (иной идентификатор) в стране регистрации или его аналог (при наличии) (для иностранного юридического лица);
д) основания включения в реестр иностранных агентов (далее - реестр) с указанием конкретных положений Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон);
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

2. В отношении физических лиц:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

3. В отношении общественных объединений, действующих без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) адрес (место нахождения) общественного объединения (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

4. В отношении иных объединений лиц:
а) полное наименование;
б) информационный ресурс (при наличии);
в) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
г) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
д) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
е) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

5. В отношении иностранных структур без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) регистрационный номер (иной идентификатор) или его аналог в иностранном государстве (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.

Вывод: Распоряжение Правительства РФ конкретизирует перечень сведений об иностранных агентах, который размещается на официальном сайте Минюста России.
Утвержденные Правила закрепляют два вида взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) с иностранными агентами:

а) направление иностранному агенту уведомления об ограничении доступа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к информационному ресурсу иностранного агента;

б) направление иностранным агентом обращения о возобновлении доступа к информационному ресурсу иностранного агента с приложением сведений, подтверждающих прекращение фактов нарушения законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента, содержащихся в запросе Министерства юстиции Российской Федерации об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента, содержащего сведения в отношении информационного ресурса (информационных ресурсов) иностранного агента и о нарушениях законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу (информационным ресурсам) иностранного агента, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Правом направления запроса в Роскомнадзор об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента наделен Минюст России (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Уведомление об ограничении доступа направляется в течение 3 рабочих дней с момента поступления в Роскомнадзор соответствующего запроса любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления.

Уведомление об ограничении доступа должно содержать:
а) реквизиты запроса об ограничении доступа;
б) сведения об информационном ресурсе иностранного агента, доступ к которому подлежит ограничению, включая сведения о доменном имени и (или) сетевом адресе, и (или) указателях страниц информационного ресурса иностранного агента, и (или) иные сведения, позволяющие идентифицировать информационный ресурс иностранного агента;
в) сведения о нарушениях законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента, указанные в запросе об ограничении доступа.

Доступ к информационному ресурсу иностранного агента возобновляется в срок не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в Роскомнадзор обращения о возобновлении доступа при условии подтверждения факта устранения нарушений законодательства, послуживших основанием для направления запроса об ограничении доступа.
Вывод: Постановление Правительства РФ конкретизирует порядок приостановления и возобновления доступа к информационным ресурсам иностранных агентов, предусмотренный ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Постановлением Правительства РФ установлены требования к размещению в текстовых, аудиовизуальных и аудиоматериалах указаний на то, что они произведены, распространены или направлены иностранным агентом:

  • они должны размещаться на русском языке;
  • размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала;
  • цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается;
  • текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала;
  • не допускается наложение текстового указания на содержащийся в текстовом материале текст, изображение или иное сообщение и их фрагменты;
  • текстовое указание, размещаемое в аудиовизуальном материале, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% размера такого изображения;
  • не допускается наложение указания в звуковой форме на звуковые фрагменты аудиоматериала;
  • при размещении указания в звуковой форме не допускается применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения;
  • уровень громкости звука воспроизведения указания в звуковой форме должен быть не ниже уровня громкости звука аудиоматериала;
  • текстовое указание в аудиовизуальном материале и указание в звуковой форме в аудиоматериале должны быть размещены в начале трансляции таких материалов, а также при каждом возобновлении трансляции таких материалов после их прерывания;
  • продолжительность демонстрации текстового указания в аудиовизуальном материале в начале трансляции такого материала должна составлять не менее 15 секунд.

В связи со вступлением в силу данного Постановления Правительства РФ, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) разработан проект приказа «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 г. № 124», которым ранее были установлены требования к размещению аналогичных указаний для иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и российских юридических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Вывод: Постановление Правительства РФ принято в соответствии с нормами вступающего в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона ‎от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и устанавливает требования к размещению в материалах иностранных агентов указаний на то, что они произведены, распространены или направлены иностранными агентами.
Принятые ведомственные приказы
Приказ определяет требования к формату представляемых сведений о некоммерческих организациях для включения в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Реестр СОНКО) федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации.

Приказ устанавливает требования к заполнению формы сбора данных уполномоченными сотрудниками в Подсистеме сбора и хранения данных Единого хранилища данных Минэкономразвития России.
Вывод: Приказ носит технический характер и распространяется на уполномоченные органы власти, его принятие не имеет существенного значения для самих СОНКО.
Приказ принят в целях замены действующего Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации» , в связи со вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» .

Текст приказа практически полностью воспроизводит отменяемый Приказ ФСБ России №379 и вступит в силу одновременно с Федеральным законом №255-ФЗ.
Вывод: принятие нового приказа ФСБ России является техническим действием, связанным с изменениями действующего законодательства, и не вводит каких-либо новых ограничений деятельности НКО.
Проекты федеральных законов
Данный законопроект, разработанный Минюстом России, дважды в разных редакциях проходил процедуру общественного обсуждения: с 25 августа по 8 сентября 2021 года и с 29 октября по 15 ноября 2021 года.

В соответствии с внесенным законопроектом, планируется предоставить некоммерческим организациям возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России, но для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Законопроектом предлагается исключить из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

В случае принятия, законопроект вступит в силу с 1 марта 2023 года.
Вывод: принятие законопроекта позволит существенно упростить для НКО процедуру разработки устава, а также уменьшить его объем.
Проекты ведомственных приказов
Об иностранных агентах
3 и 11 ноября 2022 года Минюстом России опубликованы для общественного обсуждения проекты ведомственных приказов, регулирующих деятельность иностранных агентов:

– «Об утверждении Порядка принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в реестр иностранных агентов»;

– «Об утверждении Порядка представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– «Об утверждении порядков ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов и формы заявления лица об исключении из реестра иностранных агентов»;

– «Об утверждении Порядка ведения единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, а также Порядка принятия решения об исключении физических лиц из указанного реестра».

Все вышеуказанные проекты приказов обусловлены вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

1. Проект приказа Минюста России «Об утверждении Порядка принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в реестр иностранных агентов» направлен на закрепление процедуры подготовки и принятия Минюстом России такого решения в случае поступления информации от ФСБ России, ФСО России, СВР России и Минобороны России об освобождении лиц (категорий лиц) от обязанности подавать заявление о включении в реестр иностранных агентов.

В течение 10 рабочих дней со дня поступления такой информации Минюст России готовит проект распоряжения и направляет его на согласование в вышеуказанные государственные органы. Документы, подтверждающие согласование (отказ в согласовании) направляются в Минюст России в течение 20 рабочих дней. Проект распоряжения считается согласованным при его согласовании всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В случае согласования проекта, Минюст России в течение 10 рабочих дней издает соответствующее распоряжение.

Проектом приказа не предусмотрено опубликование принятого Минюстом России решения.

2. Проект приказа Минюста России «Об утверждении Порядка представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», и Порядка и сроков размещения иностранным агентом отчета о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направлен на закрепление порядка предоставления в Минюст России иностранными агентами сведений, предусмотренных законом, порядка и сроков размещения иностранными агентами своих отчетов в сети «Интернет», а также форм отчетности иностранных агентов:

  • форма отчета о деятельности иностранного агента (Форма ОИА001, Приложение 3 к приказу);

  • форма предоставления сведений об учредителях (членах, участниках), персональном составе руководящих органов и работников иностранного агента (Форма ОИА002, Приложение 4 к приказу);

  • форма предоставления сведений об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, ‎в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, целях и объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), целях и объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи ‎в иных формах от иностранных источников (Форма ОИА003, Приложение 5 к приказу);

  • форма предоставления информации о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Форма ОИА004, Приложение 6 к приказу);

  • форма предоставления сведений о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА005, Приложение 7 к приказу);

  • форма предоставления сведений об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА006, Приложение 8 к приказу);

  • форма предоставления сведений об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 – 5 части 8 статьи 9 Федерального закона ‎от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (Форма ОИА007, Приложение 9 к приказу).

В соответствии с Порядком представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных ‎частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ ‎«О контроле за деятельностью лиц, находящихся ‎под иностранным влиянием» (Приложение 1 к приказу) устанавливаются следующие сроки представления форм отчетности иностранных агентов:
  • Форма ОИА001 – 15 января, 15 июля;
  • Форма ОИА002 – 15 января, 15 июля;
  • Форма ОИА003 – 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября;
  • Форма ОИА004 – ежегодно ‎в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным;
  • Форма ОИА005 – не позднее чем за 2 месяца до дня начала осуществления программы (проведения мероприятия);
  • Форма ОИА006 – 1 ноября;
  • Форма ОИА007 – 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.

В соответствии с Порядком и сроками размещения иностранным агентом отчета ‎о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной ‎сети «Интернет» (Приложение 2 к приказу), иностранные агенты один раз в полгода (15 января, 15 июля) размещают в сети интернет сведения по Форме ОИА001. Отчеты о деятельности иностранного агента размещаются ‎на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», предназначенных для размещения отчетов, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru).

Размещение отчетов иностранных агентов на других информационных ресурсах в сети «Интернет» проектом приказа не предусмотрено.

3. Проект приказа Минюста России «Об утверждении порядков ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принятия решения об исключении физического лица, впервые включенного в реестр иностранных агентов, из реестра иностранных агентов и формы заявления лица об исключении из реестра иностранных агентов» закрепляет, что в реестр иностранных агентов включаются:

а) лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента;
б) физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента;
в) иностранный журналист, аккредитованный в Российской Федерации, осуществляющий вид деятельности, установленный ‎статьей 4 Закона № 255-ФЗ, не относящийся к его профессиональной деятельности;
г) российское юридическое лицо, учрежденное иностранным агентом;
д) лицо, которое действует в качестве иностранного агента ‎и не подало заявление, предусмотренное частями 1 или 2 статьи 7 ‎Закона № 255-ФЗ.

Закрепляется перечень документов, включаемых в дело иностранного агента, перечни сведений, включаемых в реестр на бумажных и электронных носителях.

Основанием для включения в реестр является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании:
а) заявления о включении в реестр;
б) уведомления иностранного агента, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 ‎Закона № 255-ФЗ, об учреждении российского юридического лица, осуществляющего распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов иностранного агента;
в) документа, подтверждающего учреждение иностранным агентом российского юридического лица (в том числе до приобретения статуса иностранного агента), поступившего от органов публичной власти;
г) документа, подтверждающего осуществление деятельности лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ, поступившего от органов публичной власти;
д) документа, подтверждающего осуществление иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 Закона № 255-ФЗ, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, поступившего ‎от органов публичной власти;
е) результатов проведения Минюстом России внеплановой проверки, подтверждающих осуществление деятельности лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Распоряжение о включении иностранного агента в реестр издается Минюстом России не позднее чем через 10 рабочих дней ‎со дня поступления вышеуказанных документов.

Минюст России не позднее 3 рабочих дней со дня поступления документов направляет в МИД России на согласование проект решения и копии документов о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица, а также об иностранном журналисте.

В срок не позднее чем через 5 рабочих дней со дня включения лица в реестр Минюст России уведомляет лицо о включении в реестр путем направления письма.

Процедура исключения иностранного агента из реестра инициируется:
  • иностранным агентом, путем направления в Минюст России (территориальный орган Минюста России) заявления об исключении ‎по утвержденной форме, ‎или заявления в свободной форме;
  • Минюстом России в случае выявления им самостоятельно или получения от органов публичной власти информации о наличии предусмотренных законом оснований (ч. 1 ст. 8 Закона № 255-ФЗ).

В срок не позднее 60 календарных дней со дня получения заявления об исключении Минюст России проводит внеплановую проверку иностранного агента и издает распоряжение ‎об исключении иностранного агента из реестра (об отказе ‎в его исключении из реестра).

В срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения заявления в свободной форме Минюст России издает распоряжение ‎об исключении иностранного агента из реестра (об отказе в его исключении из реестра).

4. Проект приказа Минюста России «Об утверждении Порядка ведения единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, а также Порядка принятия решения об исключении физических лиц из указанного реестра» закрепляет, что включению в данный реестр подлежит физическое лицо:

1) входящее (входившее) в состав органов юридического лица – иностранного агента и (или) являющееся (являвшееся) его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

2) входящее (входившее) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица – иностранных агентов ‎и (или) являющееся (являвшееся) их учредителем, членом, участником, руководителем;

3) осуществляющее (осуществлявшее) политическую деятельность ‎и получающее (получавшее) денежные средства и (или) иное имущество ‎от иностранных агентов, в том числе через посредников, ‎для осуществления политической деятельности.

Распоряжение Минюста России ‎о включении в реестр издается в течение 10 рабочих дней со дня поступления или выявления информации, подтверждающей предусмотренные законом основания для включения физического лица в реестр.

При принятии Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов некоммерческой организации, сведения об аффилированных лицах, имеющиеся ‎в распоряжении Минюста России, подлежат включению в реестр в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня приобретения указанными лицами статуса иностранного агента.

Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются Минюстом России физическому лицу по его обращению о наличии сведений о нем ‎в реестре.

ВАЖНО: проект приказа не предполагает публичного размещения сведений Единого реестра физических лиц, аффилированных ‎с иностранными агентами.

Основаниями для исключения из реестра является отсутствие в деятельности аффилированного лица в течение более двух лет с момента включения в реестр следующих признаков:
а) аффилированное лицо не входит в состав органов юридического лица – иностранного агента и (или) не является его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
б) аффилированное лицо не входит в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица – иностранных агентов и (или) не является их учредителем, членом, участником, руководителем;
в) аффилированное лицо не осуществляет политическую деятельность и не получает денежные средства и (или) иное имущество ‎от иностранных агентов, в том числе через посредников, ‎для осуществления политической деятельности.

Также основанием для исключения из реестра аффилированного лица является:
а) наличие документально подтвержденных данных о смерти аффилированного лица;
б) отмена ранее принятого Минюстом России решения о включении аффилированного лица в реестр в связи ‎с допущенными ошибками.

Проект приказа не содержит положений о порядке и форме направления аффилированным лицом заявления об исключении из реестра.

После принятия все вышеуказанные приказы вступят в силу с 1 декабря 2022 года.

25 ноября 2022 года Минюстом России опубликован еще один связанный проект ведомственного приказа «О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента», в соответствии с которым с 1 декабря 2022 года должны утратить силу приказы Минюста, ранее регулировавшие деятельность иностранных агентов (о порядках ведения реестров разных видов иностранных агентов, об утверждении форм отчетности и др

Вывод: проекты приказов направлены на техническую реализацию положений Федерального закона от 14.07.2022 ‎№255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», при этом ряд положений вызывают вопросы с точки зрения их дальнейшей реализации на практике.
О реестре сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации
Проект приказа разрабатывается в целях реализации положений Федерального закона от 14.07.2022 №303-ФЗ «О внесении изменений в статью 265.10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 13 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», вступающего в силу с 15 июля 2023 года[1].
Целью создания единого реестра является проведения Минюстом России по обращениям избирательных комиссий проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.

Проектом приказа предлагается утвердить требования к формированию, ведению и использованию единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее ‎в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности.

Включению в реестр подлежат сведения о физическом лице:
1) являвшемся учредителем экстремистской или террористической организации;
2) являвшемся членом коллегиального руководящего органа экстремистской или террористической организации;
3) являвшемся руководителем, заместителем руководителя экстремистской или террористической организации;
4) являвшемся руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации;
5) являвшемся участником, членом, работником экстремистской ‎или террористической организации, или иным лицом, причастность которого к деятельности экстремистской или террористической организации установлена вступившим в законную силу решением суда.

Включение сведений о причастных лицах в реестр, а также ‎их корректировка осуществляется на основании распоряжения Минюста России. Распоряжение Минюста России издается в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации от МВД России, Росфинмониторинга, ФНС России, Пенсионного фонда Российской Федерации и органов прокуратуры, подтверждающей причастность физического лица к деятельности экстремистской или террористической организации, а также заверенной ‎в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании организации экстремистской или террористической ‎и (или) которым установлена причастность физического лица ‎к деятельности экстремистской или террористической организации.

Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются Минюстом России физическому лицу по его обращению о наличии сведений о нем ‎в реестре.
Проект приказа не предполагает публичного размещения сведений, включенных в реестр.
Вывод: дополнительных запретов или ограничений для учредителей, членов руководящих органов, руководителей, членов (участников) НКО проект разрабатываемый приказ не устанавливает, его целью является консолидация информации о лицах, причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций для осуществления проверки Минюстом России кандидатов по запросам избирательных комиссий. Публичное размещение содержания реестра не предполагается.
За исключением положений о создании банка экстремистских материалов, вступивших в силу с 14 июля 2022 года.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →