Все проекты постановлений Правительства РФ и приказов Минюста России обусловлены вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под
иностранным влиянием».
1. В соответствии с проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», функции по осуществлению такого контроля возлагаются на Минюст России (его территориальные органы). Исходя из текста проекта постановления, к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, не применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», хотя в данных законах не содержится прямого исключения.
Должностные лица Минюста России в пределах своих полномочий и объеме проводимых контрольных мероприятий вправе:1) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения законодательства об иностранных агентах, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
2) требовать от объектов государственного контроля представления письменных объяснений в рамках предмета государственного контроля, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
3) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами объектов государственного контроля в части, относящейся к предмету и объему контрольного мероприятия;
4) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях;
5) проводить проверки соблюдения объектами государственного контроля законодательства об иностранных агентах;
6) привлекать к проведению контрольного мероприятия экспертов и экспертные организации;
7) выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) применять к объекту государственного контроля меры правового реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае нарушения законодательства об иностранных агентах;
9) пользоваться иными правами, предусмотренными Федеральным законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Контроль может осуществляться в следующих формах:- плановые и внеплановые документарные проверки;
- проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с объектами государственного контроля (мониторинг деятельности; посещение мероприятий иностранных агентов);
- анализ сведений, представляемых иностранными агентами в рамках предусмотренной законом отчетности.
Плановые проверки проводятся в отношении иностранных агентов не чаще чем один раз в год в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) включения лица в реестр иностранных агентов;
2) окончания проведения последней плановой проверки иностранного агента.
Внеплановые проверки проводятся в отношении объектов государственного контроля по основаниям:1) поступление в Минюст России от органов публичной власти, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты РФ, общероссийских средств массовой информации об осуществлении деятельности иностранным агентом, не подавшим заявление о включении в реестр, и (или) о получении таким лицом денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
2) поступление в Минюст России от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления деятельности иностранного агента и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах;
3) поступление в Минюст России от органов публичной власти, граждан или организаций информации о нарушениях иностранными агентами требований законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.
Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, в исключительных случаях он может продлеваться не более чем на 3 месяца.
О проведении плановой проверки иностранный агент уведомляется за 3 рабочих дня до ее начала, о внеплановой – за 24 часа.
По результатам контроля Минюстом России принимаются следующие меры:1) выдача обязательных для исполнения в срок, составляющий не менее месяца, предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства;
2) составление протокола об административном правонарушении;
3) направление с суд заявления о запрете деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица;
4) направление в суд заявления о ликвидации юридического лица;
5) направление иностранному агенту мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее части).
В случае непредставления иностранным агентом сведений, Минюст вправе направить в Роскомнадзор запрос об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента.
Обжалование решений Минюста России и действий его должностных лиц в досудебном порядке возможно в течение 3 месяцев. Рассмотрение жалобы осуществляется в течение 30 календарных дней.
2. В проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил извещения Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагается закрепить, что в день издания распоряжения о проведении внеплановой проверки орган государственного контроля представляет в орган прокуратуры нарочно или по каналам системы межведомственного электронного документооборота или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или средствами почтовой и фельдъегерской связи следующие документы:
- копия распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- копия документа, поступившего в орган государственного контроля и послужившего основанием проведения внеплановой проверки, или содержащиеся в нем сведения.
3. В проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении объема сведений, содержащихся в реестре иностранных агентов, подлежащих размещению на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержится перечень сведений, которые будут подлежать размещению в реестре иностранных агентов:
1) в отношении юридических лиц:а) полное наименование;
б) идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН) (при наличии);
в) основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН) (при наличии);
г) регистрационный номер (иной идентификатор) в стране регистрации или его аналог (при наличии) (для иностранного юридического лица);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра;
2) в отношении физических лиц:а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) ИНН (при наличии);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра;
3) в отношении общественных объединений, действующих без образования юридического лица:а) полное наименование;
б) адрес (место нахождения) общественного объединения (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра;
4) в отношении иных объединений лиц:а) полное наименование;
б) информационный ресурс (при наличии);
в) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
г) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
д) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
е) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра;
5) в отношении иностранных структур без образования юридического лица:а) полное наименование;
б) регистрационный номер (иной идентификатор) или его аналог в иностранном государстве (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении из реестра.
4. Проектом приказа Минюста России «Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», заявления о включении в реестр иностранных агентов и формы такого заявления» предлагается утвердить:
1) порядок подачи заявления лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента, о включении его в реестр иностранных агентов;
2) порядок подачи заявления физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, намеревающимся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента;
3) форму заявления лица, намеревающегося действовать в качестве иностранного агента, о включении в реестр иностранных агентов.
Все лица, намеревающиеся действовать в качестве иностранного агента обязаны не менее чем за 1 месяц до начала такой деятельности обязаны направить в Минюст России единую форму №ЗИА001 (листы заполнения варьируются в зависимости от вида иностранного агента), содержащую сведения о самом лице, о планируемой к осуществлению деятельности, о формах политической деятельности, сведения об иностранных источниках, сведения об учредителях (для юрлиц), сведения о персональном составе руководящих органов (для юрлиц), сведения о заявителе.
5. Проект приказа Минюста России «Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным агентом об учреждении им российского юридического лица» направлен на закрепление процедуры уведомления обо всех учрежденных иностранным агентом юрлицах, которое должно быть направлено в Минюст России в течение месяца с даты признания лица иностранным агентом.
В приложении к приказу содержится рекомендуемый образец уведомления, который должен быть заполнен по каждому учрежденному иностранным агентом юридическому лицу.
Уведомление должно содержать:а) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранного агента;
б) полное наименование российского юридического лица, учрежденного иностранным агентом;
в) основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании учрежденного иностранным агентом российского юридического лица.
Уведомление представляется иностранным агентом в Минюст России лично, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, по адресу электронной почты Минюста России, указанной на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет».
Все вышеуказанные проекты после принятия вступят в силу с 1 декабря 2022 года.