Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Октябрь, 2022
Принятые или вступающие в силу постановления Правительства
Проекты федеральных законов
Проекты ведомственных приказов
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Статья 10 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (регулирующая правовые основы деятельности автономных некоммерческих организаций – АНО) дополнена новым пунктом 4.1, закрепляющим, что крупная сделка может быть совершена АНО только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления АНО в порядке, предусмотренном учредительными документами АНО, в случае наличия на ее расчетных счетах неиспользованных средств бюджетов бюджетной системы РФ к моменту одобрения крупной сделки.

В качестве крупной сделки АНО признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, направленных на распоряжение денежными средствами, отчуждение иного имущества, а также передачу такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АНО, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами АНО не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого оно действительно. Если такой срок в решении не указан, предварительное согласие считается действующим в течение 1 года с даты принятия решения, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано предварительное согласие, либо из обстоятельств, в которых оно давалось.

Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и учредителями (учредителем) АНО принято решение о предварительном согласии на ее совершение, принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном статьей 27 ФЗ «О некоммерческих организациях» (конфликт интересов), не требуется.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 1731 ГК РФ по иску АНО, ее учредителей (учредителя) или членов (члена) коллегиального высшего органа управления, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления.

Вывод: изменения касаются только АНО, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы РФ, для большинства же некоммерческих организаций, зарегистрированных в организационно-правовой форме АНО, совершение крупных сделок представляется маловероятным.
На стадии законопроекта – №1202931-7.
Перечень целей благотворительной деятельности (п. 1 ст. 2) дополнен двумя новыми подпунктами:

  • «содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь»;
  • «содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Поддержка добровольца (волонтера) в форме страхования его жизни или здоровья, а также возмещения вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, выделена в отдельный подпункт (подпункт 3.1 пункта 1 ст. 17.1), который дополнен правом на возмещение понесенных добровольцем (волонтером) расходов на страхование своих жизни или здоровья.

В статью 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (права и обязанности добровольца(волонтера) включены новые пункты 1.1 – 1.5, закрепляющие, что в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера) выплачивается компенсация за счет средств федерального бюджета, если вред жизни или здоровью добровольца (волонтера) причинен при осуществлении им следующих видов добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

2) содействие в оказании гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь;

3) участие в поиске лиц, пропавших без вести, в том числе оказание помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести.

Компенсация назначается, если причинен вред жизни или здоровью добровольца (волонтера), сведения о котором содержатся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Компенсация выплачивается:

1) добровольцу (волонтеру) в случае причинения вреда его здоровью;

2) лицам, круг которых определяется Правительством Российской Федерации, в равных долях в случае смерти добровольца (волонтера).

Компенсация выплачивается независимо от выплаты иных сумм, причитающихся добровольцу (волонтеру) или указанным выше другим лицам, в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), включая страховые выплаты по договорам обязательного или добровольного личного страхования, компенсационные выплаты и единовременные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией.

Размер, порядок и условия назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изменения вступят в силу с 1 января 2023 года.

Вывод: изменения носят положительный характер, поскольку расширяют перечень целей благотворительной деятельности, а также вводят новые механизмы поддержки добровольцев (волонтеров).
На стадии законопроекта – №146647-8.
Принятые или вступающие в силу постановления Правительства
В Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» включены новые пункты (11.3 и 11.4), в соответствии с которыми:

В планы контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок на 2023 год включаются плановые мероприятия и проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Такие ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход. Это означает, планирование контрольно-надзорной деятельности Минюста России в отношении НКО на 2023 год будет осуществляться в обычном режиме, без учета вышеуказанных ограничений. В то же время, планирование проверок органов пожарного надзора, трудовых инспекций, Роскомнадзора и других органов государственного контроля (надзора), применяющих риск-ориентированный подход, подпадает под установленные ограничения.

Для контролируемых лиц, которые будут включены в планы на 2023 года предоставляется право за 2 месяца до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия обратиться в контролирующий орган с просьбой о проведении профилактического визита. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за 1 месяц до начала контрольного (надзорного) мероприятия и не отменяет его проведение;

В планы контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год не включаются мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит.
Вывод: установленные особенности планирования контрольно-надзорных мероприятий на 2023 год в меньшей степени касаются НКО, поскольку Минюст России (плановые проверки которого наиболее вероятны для НКО) будет планировать проверки в обычном режиме.
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Правила проведения профилактического визита закреплены в ст. 52 Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», его суть состоит в информировании об обязательных требованиях, консультирование, сбор сведений, необходимых для отнесения к категории риска.
Проекты федеральных законов
Законопроекты связаны со вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

В КоАП РФ предлагается внести следующие изменения:

  • в частях 2.1 и 2.4 статьи 13.15 (Злоупотребление свободой массовой информации) уточняется терминология: вместо терминов «некоммерческая организация, включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» и «иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента» вводится единый термин «иностранный агент». Части 2.2 и 2.3 утрачивают силу. Таким образом, административная ответственность за распространение в СМИ информации о всех видах иностранных агентов (некоммерческих организациях, незарегистрированных общественных объединениях, иностранных средствах массовой информации, физических лицах) без указания о наличии у них данного статуса, будет наступать по ч. 2.1 ст. 13.15, а за распространение в СМИ сообщений и материалов иностранных СМИ – иностранных агентов или российских юрлиц – иностранных агентов без соответствующего указания – по ч. 2.4 ст. 13.15. Размеры штрафных санкций при этом не изменяются (для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей);

  • административная ответственность для разных видов иностранных агентов в соответствии со статьями 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, 19.34, 19.34.1 сохраняется с уточнением терминологии:

  • ст. 19.7.5-2 «Непредставление сведений юридическим лицом – иностранным агентом, юридическим лицом, намеревающимся действовать или действующим в качестве иностранного агента». Состав административного правонарушения образует нарушение НКО или иным юридическим лицом – иностранным агентом установленного порядка отчетности (штраф на юридических лиц от 100 000 до 300 000 рублей);

  • ст. 19.7.5-3 «Нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица, иного объединения лиц»:

ч. 1 – неподача незарегистрированным общественным объединением, иным объединением лиц заявления о включении в реестр или нарушение установленного порядка отчетности (штраф на граждан от 5 000 до 10 000 рублей, на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей);

ч. 2 – производство и распространение незарегистрированным общественным объединением, иным объединением лиц материалов или направление их в органы публичной власти, образовательные и иные органы и организации без соответствующего указания на статус (штраф на граждан от 50 000 до 100 000 рублей, на должностных лиц – от 100 000 до 300 000 рублей);

ч. 3 – производство и распространение учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения – иностранного агента, иного объединения лиц, в т.ч. через СМИ и сеть Интернет, или направление материалов в органы публичной власти, образовательные и иные органы и организации без соответствующего указания на статус (штраф – 5 000 рублей);

  • ст. 19.7.5-4 «Нарушение обязанностей физическим лицом – иностранным агентом, физическим лицом, намеревающимся действовать в качестве иностранного агента»:

ч. 1 - неподача физическим лицом заявления о включении в реестр или нарушение установленного порядка отчетности (штраф от 30 000 до 50 000 рублей);

ч. 2 - неисполнение физическим лицом – иностранным агентом обязанности по указанию этого статуса (штраф от 10 000 до 30 000 рублей);

  • ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, иного юридического лица – иностранных агентов»:

ч. 1 - осуществление не включенными в реестр иностранных агентов некоммерческой организацией, иным юридическим лицом деятельности в качестве иностранного агента (т.е. неподача заявления о включении в реестр) (штраф на юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей);

ч. 2 - производство и распространение некоммерческой организацией, иным юридическим лицом материалов или направление их в органы публичной власти, образовательные и иные органы и организации без соответствующего указания на статус (штраф на юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей);

ч. 3 - производство и распространение учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, иного юридического лица, в т.ч. через СМИ и сеть Интернет, или направление материалов в органы публичной власти, образовательные и иные органы и организации без соответствующего указания на статус (штраф – 5 000 рублей);

  • ст. 19.34.1 «Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации и (или) учрежденного им российского юридического лица в связи с их деятельностью в качестве иностранного агента»:

ч. 1 – нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юридического лица (штраф на юридических лиц – 500 000 рублей);

ч. 2 – повторное правонарушение (штраф на юридических лиц – 1 000 000 рублей);

ч. 3 – грубое нарушение (более 2 раз в течение 1 года) (штраф на юридических лиц – 5 000 000 рублей).

  • в части 2 ст. 20.28, предусматривающей ответственность за организацию деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности, уточнен термин «некоммерческая организация – иностранный агент».

В Уголовном кодексе РФ содержание статьи 330.1, предусматривающей уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента, предлагается изложить в новой редакции:

ч. 1 – злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов (лишение свободы на срок до 2 лет);

ч. 2 – нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации - иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица - иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных агентов, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием иностранным агентом, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 2 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (лишение свободы на срок до 2 лет);

ч. 3 – неисполнение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в реестр иностранных агентов и (или) отчета о деятельности иностранного агента, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо неисполнение обязанности по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в реестр иностранных агентов, совершенное лицом, осуществляющим на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении указанными субъектами могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) (лишение свободы на срок до 5 лет).
Вывод: суть предлагаемых изменений состоит в приведении норм УК и КоАП об ответственности иностранных агентов в соответствие с изменившейся терминологией закона. При этом существующие размеры наказаний не изменяются.
Внесены 14 сентября 2022 года, инициаторами выступили депутаты ГД В.И. Пискарев, Э.А. Валеев, А.Г. Альшевских, М.Г. Делягин, А.К. Луговой, Р.Б. Чемерис, М.В. Бутина, Я.В. Лантратова, С.Д. Леонов, О.А. Матвейчев, Е.В. Ревенко, Д.И. Савельев, А.О. Ткачев, А.Л. Шхагошев.
Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественном объединении, функционирующем без приобретения прав юридического лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
Проекты постановлений Правительства
Об иностранных агентах
7 октября 2021 года Минюст России опубликовал для общественного обсуждения три проекта постановления Правительства:

«Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов»;

«Об утверждении Правил извещения Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

«Об утверждении объема сведений, содержащихся в реестре иностранных агентов, подлежащих размещению на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


21 октября 2022 года Минюстом России для общественного обсуждения были опубликованы два проекта ведомственных приказов:

«Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», заявления о включении в реестр иностранных агентов и формы такого заявления»;

«Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным агентом об учреждении им российского юридического лица».
Все проекты постановлений Правительства РФ и приказов Минюста России обусловлены вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

1. В соответствии с проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», функции по осуществлению такого контроля возлагаются на Минюст России (его территориальные органы). Исходя из текста проекта постановления, к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, не применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», хотя в данных законах не содержится прямого исключения.

Должностные лица Минюста России в пределах своих полномочий и объеме проводимых контрольных мероприятий вправе:

1) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения законодательства об иностранных агентах, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

2) требовать от объектов государственного контроля представления письменных объяснений в рамках предмета государственного контроля, ‎а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

3) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами объектов государственного контроля в части, относящейся к предмету и объему контрольного мероприятия;

4) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях;

5) проводить проверки соблюдения объектами государственного контроля законодательства об иностранных агентах;

6) привлекать к проведению контрольного мероприятия экспертов ‎и экспертные организации;

7) выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий ‎не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) применять к объекту государственного контроля меры правового реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае нарушения законодательства об иностранных агентах;

9) пользоваться иными правами, предусмотренными Федеральным законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся ‎под иностранным влиянием».

Контроль может осуществляться в следующих формах:
  • плановые и внеплановые документарные проверки;
  • проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с объектами государственного контроля (мониторинг деятельности; посещение мероприятий иностранных агентов);
  • анализ сведений, представляемых иностранными агентами в рамках предусмотренной законом отчетности.

Плановые проверки проводятся в отношении иностранных агентов не чаще чем один раз в год в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года ‎со дня:

1) включения лица в реестр иностранных агентов;

2) окончания проведения последней плановой проверки иностранного агента.

Внеплановые проверки проводятся в отношении объектов государственного контроля по основаниям:

1) поступление в Минюст России от органов публичной власти, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты РФ, общероссийских средств массовой информации об осуществлении деятельности иностранным агентом, не подавшим заявление о включении в реестр, и (или) о получении таким лицом денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;

2) поступление в Минюст России от иностранного агента заявления об исключении его из реестра в связи с прекращением осуществления деятельности иностранного агента и (или) прекращением получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах, прекращением иностранного влияния в иных формах;

3) поступление в Минюст России от органов публичной власти, граждан или организаций информации о нарушениях иностранными агентами требований законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, в исключительных случаях он может продлеваться не более чем на 3 месяца.

О проведении плановой проверки иностранный агент уведомляется за 3 рабочих дня до ее начала, о внеплановой – за 24 часа.

По результатам контроля Минюстом России принимаются следующие меры:

1) выдача обязательных для исполнения в срок, составляющий не менее месяца, предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства;

2) составление протокола об административном правонарушении;

3) направление с суд заявления о запрете деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица;

4) направление в суд заявления о ликвидации юридического лица;

5) направление иностранному агенту мотивированного решения ‎о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее части).

В случае непредставления иностранным агентом сведений, Минюст вправе направить в Роскомнадзор запрос об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента.

Обжалование решений Минюста России и действий его должностных лиц в досудебном порядке возможно в течение 3 месяцев. Рассмотрение жалобы осуществляется в течение 30 календарных дней.


2. В проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил извещения Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» предлагается закрепить, что в день издания распоряжения о проведении внеплановой проверки орган государственного контроля представляет в орган прокуратуры нарочно или по каналам системы межведомственного электронного документооборота или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или средствами почтовой и фельдъегерской связи следующие документы:
  • копия распоряжения о проведении внеплановой проверки;
  • копия документа, поступившего в орган государственного контроля и послужившего основанием проведения внеплановой проверки, или содержащиеся в нем сведения.

3. В проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении объема сведений, содержащихся в реестре иностранных агентов, подлежащих размещению на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержится перечень сведений, которые будут подлежать размещению в реестре иностранных агентов:

1) в отношении юридических лиц:
а) полное наименование;
б) идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН) (при наличии);
в) основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН) (при наличии);
г) регистрационный номер (иной идентификатор) в стране регистрации или его аналог (при наличии) (для иностранного юридического лица);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255 ‎«О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении ‎из реестра;

2) в отношении физических лиц:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) ИНН (при наличии);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении ‎из реестра;

3) в отношении общественных объединений, действующих без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) адрес (место нахождения) общественного объединения (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении ‎из реестра;

4) в отношении иных объединений лиц:
а) полное наименование;
б) информационный ресурс (при наличии);
в) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
г) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
д) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
е) дата принятия Минюстом России решения об исключении ‎из реестра;

5) в отношении иностранных структур без образования юридического лица:
а) полное наименование;
б) регистрационный номер (иной идентификатор) или его аналог ‎в иностранном государстве (при наличии);
в) информационный ресурс (при наличии);
г) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии);
д) основания включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона;
е) дата принятия Минюстом России решения о включении в реестр;
ж) дата принятия Минюстом России решения об исключении ‎из реестра.


4. Проектом приказа Минюста России «Об утверждении порядков подачи лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», заявления о включении в реестр иностранных агентов и формы такого заявления» предлагается утвердить:

1) порядок подачи заявления лицом, намеревающимся действовать ‎в качестве иностранного агента, о включении его в реестр иностранных агентов;

2) порядок подачи заявления физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим ‎за пределами территории Российской Федерации, намеревающимся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента;

3) форму заявления лица, намеревающегося действовать в качестве иностранного агента, о включении в реестр иностранных агентов.

Все лица, намеревающиеся действовать в качестве иностранного агента обязаны не менее чем за 1 месяц до начала такой деятельности обязаны направить в Минюст России единую форму №ЗИА001 (листы заполнения варьируются в зависимости от вида иностранного агента), содержащую сведения о самом лице, о планируемой к осуществлению деятельности, о формах политической деятельности, сведения об иностранных источниках, сведения об учредителях (для юрлиц), сведения о персональном составе руководящих органов (для юрлиц), сведения о заявителе.


5. Проект приказа Минюста России «Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным агентом об учреждении им российского юридического лица» направлен на закрепление процедуры уведомления обо всех учрежденных иностранным агентом юрлицах, которое должно быть направлено в Минюст России в течение месяца с даты признания лица иностранным агентом.
В приложении к приказу содержится рекомендуемый образец уведомления, который должен быть заполнен по каждому учрежденному иностранным агентом юридическому лицу.

Уведомление должно содержать:
а) полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранного агента;
б) полное наименование российского юридического лица, учрежденного иностранным агентом;
в) основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи ‎о создании учрежденного иностранным агентом российского юридического лица.

Уведомление представляется иностранным агентом в Минюст России лично, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, по адресу электронной почты Минюста России, указанной на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет».

Все вышеуказанные проекты после принятия вступят в силу с 1 декабря 2022 года.
Вывод: проекты постановлений Правительства РФ и приказов Минюста России являются реализацией норм Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и сами по себе никаких дополнительных ограничений или обязанностей для иностранных агентов не устанавливают. В то же время, представляется противоречащим закону регулирование государственного контроля за деятельностью иностранных агентов вне действия положений Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в наименованиях НКО допускается использование слов «Российская Федерация», «Россия», а также производных от них только по специальному разрешению, выдаваемому в установленном Правительством РФ особом порядке (если иное не предусмотрено федеральными законами).

Порядок установлен Правилами выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (далее – Правила).

Проектом постановления предлагается дополнить Правила пунктом 14, предусматривающим возможность тем НКО, которые получили разрешение на использование в своем наименовании официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования в установленном порядке, сохранить это право при изменении своего наименования или организационно-правовой формы. А те разрешения на использование, которые были выданы в порядке, действовавшем до вступления в силу Правил (т.е. до 4 октября 2010 года), сохраняют свое действие. Это означает, что при приятии решения об изменении наименования или реорганизации те НКО, которые ранее получили право использовать слова «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от них, не должны заново получать разрешение на использование указанных слов.
Вывод: проект постановления Правительства направлен на упрощение процедур, связанных с сохранением права у некоммерческих организаций, использующих в своих наименованиях официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, при смене своего наименования, организационно-правовой формы или реорганизации.
Проекты ведомственных приказов
Оба проекта разрабатывается в соответствии со вступающими в силу с 1 марта 2023 года изменениями в Федеральном законе от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», устанавливающими, что в случае установления факта неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов персональных данных, оператор обязан уведомить об этом Роскомнадзор (ч. 3.1 ст. 21).

Оператор обязан направить в Роскомнадзор уведомления, содержащие:
  • информацию о произошедшем инциденте (далее – первичное уведомление) – 24 часа с момента выявления;
  • информацию о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента (далее – дополнительное уведомление – 72 часа с момента выявления.

Первичное уведомление должно содержать:
  • сведения о произошедшем инциденте, предполагаемых причинах, предполагаемом вреде правам субъектов ПДн, принятых мерах по устранению последствий, лице, уполномоченном на взаимодействие с Роскомнадзором;
  • данные оператора ПДн;
  • иные сведения и материалы, находящиеся в распоряжении оператора ПДн, в том числе об источнике получения информации об инциденте, а также подтверждающие принятие мер по устранению последствий инцидента (при наличии).

Дополнительное уведомление должно содержать сведения:
  • о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента;
  • о лицах (работниках оператора ПДн или посторонних лицах), действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии).

Уведомления могут быть направлены:
  • в бумажном виде;
  • в электронном виде путем заполнения формы на портале ПДн Роскомнадзора (https://pd.rkn.gov.ru/ - в настоящее время необходимый раздел не создан), после идентификации в системе ЕСИА (госуслуги) и подписания усиленной квалифицированной ЭЦП.

Роскомнадзор вправе направить оператору ПДн запрос о представлении недостающих сведений и (или) пояснений относительно некорректности представленных в уведомлении сведений. Оператор ПДн обязан их предоставить в течение 3 рабочих дней.

Если оператор ПДн не направил дополнительное уведомление в течение 72 часов, то при получении от Роскомнадзора требования, оператор ПДн обязан его направить в течение 1 рабочего дня.

Роскомнадзор вправе потребовать от оператора ПДн направить первичное уведомление (24 часа), если самим Роскомнадзором выявлен факт неправомерного распространения базы данных, содержащей ПДн, содержание которой указывает на ее принадлежность к конкретному оператору.

Второй приказ закрепляет порядок передачи информации о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную или случайную передачу (предоставление, распространение, доступ) ПДн между Роскомнадзором и Федеральной службой безопасности (ФСБ России).
Вывод: приказ направлен на конкретизацию порядка направления операторами ПДн в Роскомнадзор уведомлений об инцидентах с персональными данными. Приказ является реализацией ранее внесенных законодательных изменений.
Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».