Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Сентябрь, 2022
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Внесены существенные изменения в части направления операторами персональных данных (ПДн) уведомления в Роскомнадзор об обработке ПДн, в порядке осуществления трансграничной передачи ПДн и др.

Подробный анализ изменений приведен в обзоре изменений некоммерческого законодательства за август 2022 года.

Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
О рекламе
1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями).
В ФЗ «О рекламе» введена новая статья 18.1, регулирующая порядок размещения рекламы в сети Интернет.

Особого внимания для НКО заслуживают две нормы:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, который будет определен на основании Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 №966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» в самое ближайшее время.

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

НКО в случае размещения рекламы должны более внимательно подходить к вопросу о маркировке рекламной информации в связи с тем, что ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает значительные штрафы за нарушение законодательства о рекламе (штраф для граждан – до 2 500 рублей, для юридических лиц — до 500 000 рублей).

Принятые ведомственные приказы
Приказ вступит в силу с 1 марта 2023 года одновременно с изменениями в Федеральный закон «О персональных данных» в части осуществления трансграничной передачи персональных данных (ПДн).

Перечень включает в себя 89 государств. Среди них есть страны, являющиеся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, и страны, не являющиеся сторонами Конвенции, но чьи нормы права и принимаемые меры соответствуют ее положениям.

Условиями включения государства в перечень является наличие комплексного нормативного правового акта, регулирующего сферу персональных данных, наличие в стране уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн и системы санкций, предусмотренных за нарушение требований законодательства в этой области.

Осуществлять трансграничную передачу ПДн в страны из данного перечня можно будет до момента рассмотрения Роскомнадзором уведомления о трансграничной передаче ПДн (10 рабочих дней).
Вывод: Приказ заменит собой действовавшие ранее аналогичные ведомственные акты Роскомнадзора и не окажет какого-либо влияния на деятельность НКО.
Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Административный регламент регулирует порядок предоставления Минюстом России информации, содержащейся в пяти реестрах:

  • ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций;
  • реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;
  • государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации;
  • реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.

Административным регламентом установлен перечень сведений, которые могут быть предоставлены.

Информация предоставляется бесплатно в соответствии с выбранным вариантом оказания государственной услуги (лично, в виде почтового отправления, в форме электронных документов с использованием сети «Интернет», включая Единый портал, либо через многофункциональный центр).

Действовавший ранее Приказ Минюста России от 20.03.2020 №52 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях» утрачивает силу.
Вывод: Административный регламент носит технический характер, заменяет собой ранее действовавший аналогичный ведомственный акт, каких-либо обязанностей или ограничений для НКО не устанавливает.
Ранее действовавший аналогичный Приказ Минюста России от 30.12.2011 №455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» утрачивает силу.

Новый Административный регламент содержит много изменений, связанных с юридической техникой изложения норм. В частности, изменилась логика структурирования текста (представляется, это сделано для упрощения работы специалистов ведомства, непосредственно применяющих положения Административного регламента).

Условно (поскольку сам Административный регламент формального деления на части не содержит) по содержанию текст можно разделить на:

  • общую часть (в ней содержатся общие требования к предоставлению услуги по государственной регистрации НКО - порядок, сроки предоставления услуги, требования к предоставляемым документам);
  • особенную часть (в ней предусматривается 6 вариантов предоставления государственной услуги – создание НКО, реорганизация, ликвидация, внесение изменений в устав, внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах). Каждый из вариантов содержит подразделы.

Представляется, что специалист Минюста России, получая документы в работу, может обратиться к Административному регламенту, открыть необходимый вариант, соответствующий регистрационному действию, и двигаться по установленному алгоритму, минуя необходимость заново исследовать весь документ в поисках нужной информации.

Такое изложение, возможно, станет более удобным в практике работы правоприменителей, при условии устранения внутренних противоречий между «общей» и «особенной» частью (например, в разных пунктах регламента предусмотрено разное количество документов, представляемых для совершения одного и того же регистрационного действия).

С другой стороны, преимуществом новой редакции Административного регламента является усиленное внимание к вопросам межведомственного взаимодействия. Предполагается снять с заявителя обязанность предоставлять при регистрации документы, которые специалисты Минюста России могут получить в рамках межведомственного взаимодействия (например, сведения об оплате государственной пошлины). Довольно много положений нового Административного регламента связано с вопросами электронной подачи документов. В связи с этим изменился (по сравнению с прошлой редакцией) раздел «Показатели качества и доступности государственной услуги». На первый план здесь выходят возможности получения услуги с помощью интернет-технологий.

Некоторые положения были скорректированы с точки зрения юридической техники. С одной стороны, наблюдаются положительные изменения (например, «учредительные документы НКО» заменены на «устав», что соответствует действующей редакции ГК РФ), с другой стороны, некоторые нормы изложены некорректно (например, перечисление способов направления документов через запятую: «Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган заявителю лично (его представителю), посредством Единого портала, путем направления почтового отправления с описью вложения» - толкуя буквально, можно ошибочно сделать вывод, что документы необходимо предоставить тремя способами, а не одним из способов по выбору заявителя).

Новый Административный регламент не исключает коллизий с нормами, содержащимися в других НПА. Например, п.п.1 п. 27 Административного регламента предполагает предоставление заявления, подписанного уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и контактных телефонов; сведений об учредителях; сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (форма Р11001, утвержденная Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). Однако в соответствии с п. 43 Приказа ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, устанавливающим требования к заполнению форм заявлений, в форме Р11001 сведения об учредителях заполняются только в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения.

Вывод: изменения в порядке осуществления Минюстом России регистрационных действий, закрепленные в новом Административном регламенте, можно расценивать как положительные, поскольку необходимые процедуры урегулированы более конкретно и понятно. Вместе с тем, в тексте Административного регламента содержится ряд как внутренних противоречий, так и противоречий с другими действующими нормативными правовыми актами.
Проекты федеральных законов
О некоммерческих организациях
21 сентября 2022 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №1202931-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Статью 10 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (регулирующую правовые основы деятельности автономных некоммерческих организаций – АНО) предлагается дополнить новым пунктом 4.1, закрепляющим, что крупная сделка может быть совершена АНО только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления АНО в порядке, предусмотренном учредительными документами АНО, в случае наличия на ее расчетных счетах неиспользованных средств бюджетов бюджетной системы РФ к моменту одобрения крупной сделки.

В качестве крупной сделки АНО законопроектом предлагается признавать сделку или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АНО, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами АНО не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого оно действительно. Если такой срок в решении не указан, предварительное согласие считается действующим в течение 1 года с даты принятия решения, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано предварительное согласие, либо из обстоятельств, в которых оно давалось.

Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и учредителями (учредителем) АНО принято решение о предварительном согласии на ее совершение, принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном статьей 27 ФЗ «О некоммерческих организациях» (конфликт интересов), не требуется.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 1731 ГК РФ по иску АНО, ее учредителей (учредителя) или членов (члена) коллегиального высшего органа управления, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления.
Вывод: проект касается только АНО, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы РФ, для большинства же некоммерческих организаций, зарегистрированных в организационно-правовой форме АНО, совершение крупных сделок представляется маловероятным.
О благотворительной деятельности
и добровольчестве (волонтерстве)
28 сентября 2022 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №146647-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Законопроектом предлагается дополнить перечень целей благотворительной деятельности (п. 1 ст. 2) двумя новыми подпунктами:

  • «содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь»;
  • «содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Поддержку добровольца (волонтера) в форме страхования его жизни или здоровья, а также возмещения вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, предлагается выделить в отдельный подпункт (подпункт 3.1 пункта 1 ст. 17.1), дополнив его правом на возмещение понесенных добровольцем (волонтером) расходов на страхование своих жизни или здоровья.

В статью 17.1 предлагается включить новые пункты 1.1 – 1.5, закрепляющие, что в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера) выплачивается компенсация за счет средств федерального бюджета, если вред жизни или здоровью добровольца (волонтера) причинен при осуществлении им следующих видов добровольческой (волонтерской) деятельности:

1) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

2) содействие в оказании гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь;

3) участие в поиске лиц, пропавших без вести, в том числе оказание помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести.

Компенсация назначается, если причинен вред жизни или здоровью добровольца (волонтера), сведения о котором содержатся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Компенсация выплачивается:

1) добровольцу (волонтеру) в случае причинения вреда его здоровью;

2) лицам, круг которых определяется Правительством Российской Федерации, в равных долях в случае смерти добровольца (волонтера).

Компенсация выплачивается независимо от выплаты иных сумм, причитающихся добровольцу (волонтеру) или указанным выше другим лицам, в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), включая страховые выплаты по договорам обязательного или добровольного личного страхования, компенсационные выплаты и единовременные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией.

Размер, порядок и условия назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом поправки вступят в силу с 1 января 2023 года.
Вывод: изменения носят положительный характер, поскольку расширяют перечень целей благотворительной деятельности, а также вводят новые механизмы поддержки добровольцев (волонтеров).
Проекты постановлений Правительства
О трансграничной передаче персональных данных
14 сентября 2022 года Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры России) опубликованы для общественного обсуждения проекты постановлений Правительства РФ:

«Об утверждении Порядка принятия решений о запрещении
или об ограничении трансграничной передачи персональных данных
по представлению уполномоченного органа»
(он же в процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ))

«Об утверждении Порядка принятия решений о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан»
(он же в процедуре ОРВ)

«Об утверждении перечня случаев, при которых к операторам, осуществляющим трансграничную передачу персональных данных, не применяются требования частей 3-6, 8-11 статьи 12 Федерального закона «О персональных данных» (он же в процедуре ОРВ).
Разработка проектов постановлений Правительства РФ обусловлена вступлением в силу с 1 марта 2023 года изменений[1] в Федеральный закон «О персональных данных» в части осуществления трансграничной передачи персональных данных (ПДн), и они вступят в силу одновременно с этими поправками.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка принятия решений о запрещении ‎или об ограничении трансграничной передачи персональных данных ‎по представлению уполномоченного органа» будет закреплен порядок принятия такого решения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в случае поступления представления от:

1. Министерства обороны Российской Федерации;
2. Министерства иностранных дел Российской Федерации;
3. Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
4. иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на обеспечение защиты экономических и финансовых интересов Российской Федерации.

Представление может быть направлено в Роскомнадзор в двух случаях:
1. запрещения или ограничения трансграничной передачи персональных данных на территорию иностранного государства;
2. запрещения или ограничения трансграничной передачи персональных данных в отношении юридического(их) лиц(а), физического(их) лиц(а) (далее – оператор).

Представление должно содержать в себе следующие сведения:
1. наименование иностранного государства, в отношении которого предлагается принять решение о запрещении или ограничении трансграничной передачи персональных данных;
2. описание обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принятия решения о запрещении или ограничении трансграничной передачи персональных данных;
3. заключение о содержании решения (о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных), которое предлагается для принятия по итогам рассмотрения представления;
4. сведения об операторе(ах), деятельность по осуществлению трансграничной передачи персональных данных которого(ых) предлагается запретить или ограничить в объеме: наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, номера контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты (в случае, если представление направлено в целях запрещения или ограничения трансграничной передачи персональных данных в отношении оператора(ов);
5. дата, с которой трансграничная передача персональных данных должна быть запрещена или ограничена.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка принятия решений о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан» будет закреплен порядок принятия Роскомнадзором такого решения по результатам рассмотрения уведомлений, поступивших от операторов ПДн. В соответствии с изменениями в ФЗ «О персональных данных», оператор ПДн обязан направить в Роскомнадзор уведомление о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней, после чего Роскомнадзором может быть принято решение о запрещении или ограничении трансграничной передачи ПДн.

Такое решение может быть принято в следующих случаях:
1. органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача персональных данных не принимаются меры по защите передаваемых персональных данных, а равно не определены условия прекращения их обработки;
2. иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных, является запрещенной организацией на территории Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда;
3. иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача персональных данных включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;
4. трансграничная передача и дальнейшая обработка переданных персональных данных не совместима с целями сбора персональных данных;
5. трансграничная передача персональных данных осуществляется ‎в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона ‎«О персональных данных» (исчерпывающий перечень случаев обработки ПДн).

Решение о запрещении или ограничении трансграничной передачи ПДн может быть обжаловано в судебном порядке или вышестоящему должностному лицу Роскомнадзора. В случае, если жалоба поступила в суд и вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня случаев, при которых к операторам, осуществляющим трансграничную передачу персональных данных, не применяются требования частей 3-6, 8-11 статьи 12 Федерального закона ‎«О персональных данных» должен быть утвержден перечень случаев, когда государственным и муниципальным органам не нужно направлять уведомление о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн, и трансграничная передача ПДн не может быть запрещена или ограничена по результатам рассмотрения такого уведомления.

К таким случаям отнесены:
1. осуществление международных воздушных и морских перевозок, железнодорожного и автомобильного сообщения;
2. обеспечение транспортной безопасности;
3. обеспечение реадмиссии;
4. осуществление предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5. обеспечение безопасности и противодействие преступности;
6. обеспечение дипломатических сношений;
7. обеспечение сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;
8. обеспечение обороны;
9. обеспечение консульских сношений;
10. оказание правовой помощи по гражданским, семейным, административным и уголовным делам.

Трансграничная передача ПДн государственными и муниципальными органами также не может быть запрещена или ограничена, если она осуществляется в целях:
1. реализации физической культуры и спорта;
2. реализации культуры, науки и образования;
3. обеспечения платежей с использованием платежных систем ‎и платежной инфраструктуры.
Вывод: проекты постановлений Правительства РФ обусловлены вступлением в силу законодательных изменений в части осуществления трансграничной передачи ПДн и сами по себе дополнительных ограничений для некоммерческих организаций не несут.
Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Проекты ведомственных приказов
Проект приказа разработан в целях замены действующего Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации», в связи со вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Проект приказа полностью воспроизводит отменяемый Приказ ФСБ России №379 и вступит в силу одновременно с Федеральным законом №255-ФЗ.
Вывод: принятие нового приказа ФСБ России является техническим действием, связанным с изменениями действующего законодательства, и не вводит каких-либо новых ограничений деятельности НКО.
О формах уведомлений об обработке ПД
15 сентября 2022 года истек срок общественного обсуждения разрабатываемого Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) проекта ведомственного приказа «Об утверждении форм уведомлений о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в ранее представленные сведения, о прекращении обработки персональных данных».
Проектом приказа предлагается утвердить 3 формы уведомлений:
  • форму уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных;
  • форму уведомления о внесении изменений в ранее представленные сведения;
  • форму уведомления о прекращении обработки персональных данных.

В настоящее время на официальном сайте Роскомнадзора содержатся лишь формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и информационного письма о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Содержание новых форм (за исключением формы уведомления о прекращении обработки ПДн) не имеет существенных отличий от применяемых в настоящее время, но их структуру можно охарактеризовать как более понятную и удобную для заполнения операторами ПДн.
Вывод: проект приказа не несет в себе каких-либо негативных последствий для НКО и направлен на упрощение процесса подачи уведомлений, связанных с обработкой персональных данных.
Об уничтожении персональных данных
15 сентября 2022 года истек срок общественного обсуждения разрабатываемого Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) проекта ведомственного приказа «Об утверждении Требований к подтверждению уничтожения персональных данных».
Проект приказа разработан в соответствии со вступающими в силу с 1 марта 2023 года изменениями в Федеральном законе от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», которыми на Роскомнадзор возлагается обязанность утвердить требования к подтверждению уничтожения персональных данных (ПДн). Приказ будет действовать с 1 марта 2023 года до 1 сентября 2029 года.

1. Документом, подтверждающим уничтожение ПДн, обрабатываемых без использования средств автоматизации, является акт, который должен содержать:
а) наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес оператора;
б) наименование или фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес лица (лиц), осуществляющего (их) обработку персональных данных субъекта (ов) персональных данных по поручению оператора (если обработка будет поручена такому (им) лицу (ам);
в) фамилию, имя, отчество (при наличии) субъекта (ов) или иную информацию, относящуюся к определенному (ым) физическому (им) лицу (ам), чьи персональные данные были уничтожены;
г) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лиц (а), уничтоживших (его) персональные данные субъекта персональных данных, а также их (его) подпись;
д) перечень уничтоженных персональных данных субъекта (ов) персональных данных;
е) наименование уничтоженного материального (ых) носителя (ей), содержащего (их) персональные данные субъекта (ов) персональных данных, с указанием количества листов в отношении каждого материального носителя (в случае обработки персональных данных без использования средств автоматизации);
ж) наименование информационной (ых) системы (систем) персональных данных, из которой (ых) были уничтожены персональные данные субъекта (ов) персональных данных (в случае обработки персональных данных с использованием средств автоматизации);
з) способ уничтожения персональных данных;
и) причину уничтожения персональных данных;
к) дату уничтожения персональных данных субъекта (ов) персональных данных.

Акт об уничтожении ПДн может быть составлен в форме электронного документа и подписан в соответствии с законодательством РФ (т.е. с использованием ЭЦП).

2. Документами, подтверждающими уничтожение ПДн, обрабатываемых оператором с использованием средств автоматизации, являются акт об уничтожении персональных данных, соответствующий вышеуказанным требованиям, и (или) выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных (лог-файл), которая должна содержать:
а) фамилию, имя, отчество (при наличии) субъекта (ов) или иную информацию, относящуюся к определенному (ым) физическому (им) лицу (ам), чьи персональные данные были уничтожены;
б) перечень уничтоженных персональных данных субъекта (ов) персональных данных;
в) наименование информационной системы персональных данных, из которой были уничтожены персональные данные субъекта (ов) персональных данных;
г) причину уничтожения персональных данных;
д) дату уничтожения персональных данных субъекта (ов) персональных данных.

3. Документами, подтверждающими уничтожение ПДн, обрабатываемых оператором с использованием средств автоматизации и без использования средств автоматизации, являются акт об уничтожении ПДн и (или) лог-файл.
Вывод: утверждение Роскомнадзором единообразных требований к актам уничтожения ПДн позволит исключить различное толкование норм законодательства в части содержания таких актов, что будет способствовать снижению рисков нарушения закона.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Разъяснения по поводу изменений в закон
«О персональных данных»
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликованы разъяснения по поводу вступления в силу с 1 сентября 2022 года изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в закон «О персональных данных». Теперь операторы, осуществляющие обработку персональных данных, должны уведомлять Роскомнадзор о фактах утечек данных клиентов, а также о трансграничной передаче персональных данных.
Согласно изменениям, оператор, допустивший утечку персональных данных, обязан в течение 24 часов сообщить об этом в Роскомнадзор, а в течение 72 часов предоставить в ведомство результаты внутреннего расследования инцидента с указанием причины и виновных лиц.
Новый порядок трансграничной передачи данных будет применяться с 1 марта 2023 года. Но операторов, которые уже сейчас передают данные за границу, закон обязал направить в Роскомнадзор уведомление о трансграничной передаче до этой даты, чтобы в дальнейшем не приостанавливать свою деятельность. Уведомлять необходимо один раз для каждой страны, в которую будут передаваться данные, а не о каждой транзакции.

Для удобства операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора доступны специальные электронные формы подачи уведомлений (потребуется подтвержденная учетная запись на портале ЕСИА (госуслуги):

Такие меры призваны повысить уровень защищенности личной информации российских граждан от возможных утечек, а также позволить Роскомнадзору более оперативно реагировать на факты компрометации данных.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликованы разъяснения по поводу направления операторами уведомлений об обработке персональных данных.
С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в закон «О персональных данных». Теперь операторы должны уведомлять Роскомнадзор о начале или осуществлении любой обработки персональных данных за исключением случаев, когда данные обрабатываются в целях защиты безопасности государства и общественного порядка, транспортной безопасности, или если оператор обрабатывает данные исключительно без средств автоматизации.

Формы уведомлений будут утверждены приказом Роскомнадзора. До этого оператор вправе заполнить форму уведомления об обработке персональных данных на Портале персональных данных Роскомнадзора или направить такое уведомление в адрес территориального управления ведомства по месту регистрации оператора на бумажном носителе по форме, утвержденной Приказом от 30.05.2017 № 94.

На портале Роскомнадзора оператору предоставлена возможность сформировать и отправить уведомление в территориальный орган Роскомнадзора одним из следующих способов:
1. в бумажном виде;
2. в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
3. в электронном виде с использованием средств аутентификации ЕСИА.

После вступления в силу приказа Роскомнадзора, устанавливающего новую форму уведомления, оператор может направить уведомление о внесении изменений в ранее представленные сведения в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Предельный срок уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных не определен. Таким образом, 1 сентября 2022 не является крайним сроком подачи уведомления об обработке персональных данных.
О включении в реестр СОНКО
Минэкономразвития России в связи с поступающими обращениями граждан и организаций по вопросу включения организаций в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года №1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций», просит обеспечить проведение разъяснительной работы с некоммерческим сектором о порядке формирования реестра.

В реестр включаются некоммерческие организации (далее - НКО), соответствующие одному из следующих критериев:
  • являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации по результатам конкурсов, проведенных организациями, уполномоченными на предоставление грантов Президента Российской Федерации, или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, один раз и более в течение 3 лет на дату включения в реестр;
  • являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;
  • являющиеся поставщиками социальных услуг;
  • являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;
  • являющиеся получателями имущественной поддержки, предоставленной федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

Организация, соответствующая нескольким критериям, включается в реестр на основании каждого критерия.

Если при реорганизации организация является правопреемником, она имеет право обратиться в орган власти или организацию, включившие ее в реестр, для внесения вновь образованной организации и исключения организации, которая ликвидирована.

Минэкономразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим ведение и размещение реестра в открытом доступе, а также осуществляющим методическое обеспечение деятельности органов власти и организаций, уполномоченных на включение НКО в реестр. Минэкономразвития России не уполномочено включать организации в реестр.

Информация о порядке включения организаций в реестр размещена на официальном Интернет-ресурсе Минэкономразвития России – Системе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и доступна по ссылке.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →