Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июль, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О цифровом рубле
Федеральный закон от 24.07.2023 №340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2023, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позднее).
Так называемый «Закон о цифровом рубле» предполагает ввод аналога наличной и безналичной национальной валюты России. Законом предусматривается, что цифровой рубль не заменяет существующую валюту, а дополняет новым видом её использования. Кроме того, цифровой рубль не является аналогом существующих криптовалют.

Законом вводятся понятия оператора, участника и пользователя платформы для реализации хранения, расчетов, взаимодействия с помощью цифрового рубля, предусматриваются права и обязанности каждой из сторон. Оператором платформы является Центральный банк РФ, под участниками понимаются все кредитные финансовые организации (банки), пользователи- физические и юридические лица, имеющие кошелек для взаиморасчетов с помощью цифрового рубля.

Законом уточняется, что любой пользователь может зарегистрировать цифровой кошелек, за исключением случаев, когда в силу существующих обязательств перед государством, государственными органами, кредитными финансовыми организациями этому пользователю запрещено самостоятельно и по своему усмотрению использовать собственные средства: арест средств, процедура банкротства, таможенные обязательства, исполнительное производство и т.д.

Кроме того, законом предусматривается наличие единого кошелька цифрового рубля независимо от количества открытых расчетных счетов и банковских карт. Также законом уточняется, что пользоваться кошельком можно независимо от того, в каком банке открыт счёт.

Процедура использования цифрового рубля выглядит следующим образом.

Пользователь может самостоятельно на свой кошелёк цифрового рубля перевести любую сумму со своего расчётного счета/карты, направив указание через платформу в банк. Моментом зачисления средств считается момент поступления цифрового рубля в кошелек. После этого пользователь может перевести цифровые рубли на любой кошелек цифрового рубля иного пользователя, если таковой имеется. Предполагается, что государственными органами, бюджетными организациями и т.д. также будут открыты кошельки цифрового рубля для взаимодействия с пользователями.
Вывод: с учётом отсутствия на данный момент чёткого представления о самой платформе, механизмов взаиморасчетов, комиссий за переводы, списка существующих пользователей, сложно предположить, будет ли это иметь существенную роль для некоммерческих организаций, но стоит отметить, что цифровой рубль на данный момент подразумевает именно аналог действующей валюты и способов её использования. Будут ли в будущем законодательно закреплены какие-либо льготы, принципы и т.д. при использовании именно цифрового рубля, на данный момент предположить сложно.
В настоящее время в п. 1 ст. 7 закона (129-ФЗ) закреплено, что по общему правилу предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП является платным. Внесенные законодательные изменения предполагают упрощение процедуры получения копий уставов юридических лиц в форме электронного документа. После вступления в силу законодательных изменений предоставление такой копии будет происходить на бесплатной основе. Любое заинтересованное лицо сможет запросить электронную копию устава конкретного юридического лица.
Вывод: внесение изменений позволит сократить бумажный документооборот и снизить затраты запрашивающих устав лиц. Также необходимо учесть, что общедоступность уставов, с одной стороны, будет способствовать информационной открытости НКО, с другой – потребует более внимательно относиться к вопросу актуализации уставов в соответствии с изменяющимся законодательством.
Законом закреплены два важных нововведения.

1. Статья 1 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» дополняется нормой о том, что:

1) органы публичной власти,

2) организации всех форм собственности, а также их должностные лица,

3) физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового

при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. 18 ограничений, связанных со статусом иностранного агента перечислены в ст. 11 255-ФЗ . Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее – законодательство об иностранных агентах).

Таким образом, предполагается, что ответственность за соблюдение этих ограничений несет как сам иностранный агент, так и любые лица, которые в той или иной степени своими действиями или бездействием могут способствовать тому, что эти ограничения и запреты не соблюдаются. Например, руководитель НКО будет нести ответственность, если в просветительском мероприятии для детей будет принимать участие иностранный агент, понесет ответственность директор школы, который при приеме на работу (договоре оказания услуг) лица, не сверится с реестром иностранных агентов, а должностное лицо, которое допустило участие иностранного агента, например, в общественной экологической экспертизе тоже будет наказано.

2) Закон существенно расширяет категорию субъектов государственного контроля в части соблюдения законодательства об иностранных агентах. Так, переименовывается статья 10 ФЗ №255. Вместо «Государственного контроля за деятельностью иностранных агентов» статья будет называться «Государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах». Также эта статья дополняется нормой о том, что при поступлении информации о том, что лицо своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства об иностранных агентах, Минюст, его территориальные управления и их должностные лица имеют право вынести такому лицу (должностному лицу) предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Это означает, что лицо, допустившее нарушение иностранным агентом установленных для него запретов, должно исправить ситуацию и вернуть свою деятельность в законное русло.

Одновременно принят и связанный с этим Федеральный закон от 24.07.2023 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу 04.08.2023).

Принятый закон устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства об иностранных агентах.

Для этого в статью 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль) введена новая часть 42:

«42. Невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.».

Вывод: принятые законодательные изменения существенно повышают для НКО риски привлечения к административной ответственности, поскольку НКО будут вынуждены проверять своих работников и контрагентов по реестру иностранных агентов Минюста России, который в настоящее время обширный и крайне неудобен в использовании.
Суть внесенных законодательных изменений состоит в том, чтобы уравнять сроки представления НКО и коммерческими организациями и ИП информации об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если не установлено иное, юридические лица обязаны в течение 7 рабочих дней сообщать в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу) об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В то же время, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязывали общественное объединение и иные некоммерческие организации информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации (Минюст России и его территориальные органы), об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (за исключением сведений о полученных лицензиях), в течение 3 дней с момента таких изменений.

Теперь такое противоречие устранено, и для НКО также установлен семидневный срок представления в Минюст таких сведений.

Вывод: внесенные изменения носят положительный характер для НКО, поскольку сокращают риски привлечения их к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, возникающие из-за сложности принятия соответствующих управленческих решений в некоторых НКО, отсутствие штатного юриста или бухгалтера, и позволяют в более спокойном режиме исполнить требования законодательства в части информирования Минюста России об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (адрес, руководитель, ОКВЭД).
Принятые ведомственные приказы
Приказ принят в целях реализации п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях». С 1 марта 2023 года НКО получили возможность действовать, в том числе, на основании типового устава, однако соответствующий ведомственный приказ до настоящего времени проходил обязательные процедуры общественного обсуждения и утверждения. Теперь такие типовые уставы утверждены.

Приказом утверждены 9 типовых уставов для следующих видов НКО: местной и региональной общественной организации, местного и регионального общественного движения, ассоциации (союза), общины коренных малочисленных народов, общественно полезного фонда, частного учреждения и автономной некоммерческой организации.

При детальном изучении утвержденных типовых уставов можно отметить некоторое их несоответствие отдельным положениям закона: например, возможность осуществления НКО предпринимательской деятельности (что противоречит п. 4 ст. 50 ГК РФ), отсутствие в структуре органов ассоциации (союза) контрольно-ревизионного органа (что противоречит п. 2 ст. 65.3 ГК РФ), отсутствие в вопросах исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда вопроса о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса (что противоречит ч. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Вывод: в целом, инициатива о возможности НКО действовать на основании типового устава видится позитивной, поскольку для большинства некоммерческих организаций представляется довольно проблематичной самостоятельная разработка устава. Вместе с тем, утвержденные типовые уставы не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Практика применения территориальными управлениями Минюста России принятого Приказа пока не сформирована, в связи с чем есть обоснованные опасения, что она будет разниться в разных субъектах РФ.
Проекты федеральных законов
Законопроектом предлагается заменить обязанность НКО иметь печать с полным наименованием на русском языке (п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях») на право иметь такую печать. При этом, предлагается закрепить возможность закрепления федеральным законом обязанности НКО использовать печать (какие это могут быть случаи, пока предположить сложно).

Согласно пояснительной записке к законопроекту, такой подход предлагается в рамках существующей тенденции перехода на электронный документооборот и электронные подписи, позволяющей отказаться от использования печатей.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения представляются позитивными, поскольку позволят НКО самим выбирать более предпочтительный способ идентификации собственных документов. В случае принятия законопроекта, это позволит сократить издержки НКО на изготовление печатей, снизит возможность осуществления мошеннических действий в отношении организации.
В соответствии с законопроектом №346588-8 предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • пункт 5 статьи 13.2 (Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации) дополняется новым предложением о том, что сведения, включаемые в уведомление о создании на территории РФ филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации (ИНКО), должны быть размещены на сайте Минюста России;

  • п. 7 ст. 13.2 дополняется новым основанием для отказа филиалу или представительству ИНКО во внесении в соответствующий реестр: если ранее внесенные в реестр филиал или представительство ИНКО в течение 3 лет, предшествующих дню представления уведомления, были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства РФ;

  • статья 30.1 излагается в новой редакции:

«Статья 30.1. Участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Физические и юридические лица могут участвовать в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве такой организации в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

2. В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.».

Реестр филиалов и представительств ИНКО размещен на сайте Минюста России (для появления полного списка зарегистрированных филиалов и представительств необходимо нажать «Новый поиск»).

Из пояснительной записки к законопроекту можно сделать вывод о том, что он разработан в целях недопущения участия граждан РФ в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, не прошедших установленные законом регистрационные процедуры в Минюсте России.

Законопроектом №346750-8 предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 330.3 следующего содержания:

«Статья 330.3. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций лица, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.34.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях два раза в течение одного года, или лица, имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, или статьей 284' настоящего Кодекса – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

2. Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций – наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности по данной статье, если оно добровольно прекратило участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.».

Таким образом, предлагается установить уголовную ответственность для лиц, участвующих (ч. 1 проектируемой статьи) в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, которые в установленном законом порядке не зарегистрированы Минюстом России, при условии, что для привлечения физического лица к уголовной ответственности оно должно быть ранее дважды в течение года привлечено к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение (ст. 19.34.2 КоАП - Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) или уголовной ответственности (по ст. 284.1 УК РФ - Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). При этом, привлечение к уголовной ответственности за организацию (ч. 2 проектируемой статьи) деятельности такого филиала или представительства ИНКО не требует зафиксированного факта привлечения лица к административной ответственности ранее.

Следует отметить, что понятия «участия» и «организации» в уголовном законодательстве не определены, они являются оценочными. В качестве «участия» может быть расценено даже присутствие на мероприятии, организованном на территории РФ, незарегистрированным филиалом или представительством ИНКО. Участие в деятельности ИНКО за пределами РФ не охватывается составом преступления, предусмотренного проектируемой статьей 330.3 УК РФ.

Подведомственность уголовных дел по новой ст. 330.3 УК РФ предполагается отнести к полномочиям Следственного комитета РФ.

Законопроектом №346769-8 предлагается ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) новую статью 19.34.2 следующего содержания:

«Статья 19.34.2. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.».

Таким образом в КоАП предлагается ввести норму об административной ответственности за участие в деятельности на территории РФ ИНКО, не зарегистрированной в установленном порядке Минюстом России, и привлечение лица к административной ответственности по данной статье дважды в течение года будет служить основанием для привлечения его уже к уголовной ответственности.

Возбуждение административных дел по проектируемой статье предлагается отнести к компетенции прокуроров, а рассмотрение дел – судьям районных судов.

Вывод: внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами предлагается фактически запретить любое участие в деятельности на территории РФ незарегистрированных в установленном порядке филиалов или представительств ИНКО, установить административную и уголовную ответственность за организацию и участие в их деятельности.
Проекты постановлений Правительства
Указанным проектом предлагается утвердить возможность подавать документы для получения разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в том числе в электронном виде через портал Госуслуги с помощью усиленной квалифицированной ЭЦП руководителя некоммерческой организации. При избрании указанного способа подачи ряд обязательных для бумажной подачи документов могут предоставляться заявителем по желанию.

Проект предполагает уменьшение срока возврата Министерством юстиции документов в случае предоставления неполного комплекта документов – с 10 рабочих дней до 9 рабочих дней с даты поступления.

Также проект предполагает уменьшение с 15 до 5 рабочих дней срока предоставления Минюсту от государственных органов и организаций информации, подтверждающей представленные некоммерческой организацией сведения.

Проектом предлагается установить 42-дневный (вместо четырехмесячного) срок для подготовки распоряжения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения и информирования заявителя о принятом по результатам рассмотрения заявления решении посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в следующий рабочий день со дня принятия решения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа с использованием портала Госуслуги.

Срок издания распоряжения об отзыве выданного разрешения (если Минюст получает сведения о несоответствии некоммерческой организации требованиям) также предлагается уменьшить с 4 месяцев до 42 рабочих дней.

Сведения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения предлагается вносить в электронном виде в реестр в день издания распоряжения. Подтверждением получения некоммерческими организациями разрешения является запись в реестре. Сведения о выданном (отозванном) разрешении предоставляются в виде выписки из реестра. В случае, если выписка из реестра предоставляется в электронном виде, она должна содержать QR-код, с помощью которого обеспечивается переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащей сведения из реестра. Выписка из реестра подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего должностного лица Министерства юстиции Российской Федерации.
Вывод: предлагаемые изменения носят позитивный характер, поскольку упрощают для НКО процедуру подачи документов, а также сокращают сроки рассмотрения документов Министерством юстиции.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Представляются важными несколько замечаний КС РФ в части трудового законодательства.

КС РФ постановил, что действующее трудовое законодательство не препятствует выплате выходного пособия при увольнении по соглашению сторон (если соответствующее условие предусмотрено трудовым договором или соглашением о его расторжении). Однако на практике встречается истолкование части 8 статьи 178 ТК РФ судами как не предполагающей возможность установления такого условия трудовым договором или соглашением о его расторжении и, тем самым, допускающей отказ работнику, уволенному по соглашению сторон, в данной выплате. Это не согласуется с принципами свободы договора, добросовестного исполнения сторонами своих обязательств, уважения человека труда и самого труда, а также не обеспечивает надлежащую защиту работника, являющегося экономически более слабой в трудовом правоотношении стороной.

Если руководитель организации при подписании трудового договора или соглашения о его расторжении действовал недобросовестно и неразумно, без учета финансовых возможностей организации и вопреки ее интересам, то он и должен нести ответственность за причиненные такими действиями убытки. Отказать же уволившемуся по соглашению сторон работнику во взыскании с работодателя выходного пособия в размере, установленном трудовым договором и (или) соглашением о его расторжении, суд не имеет права.

Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →