Закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.
Суть нового закона состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента».). В настоящее время существует четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранного агента –
некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации
(в т.ч. российских юридических лиц и физических лиц), незарегистрированных
общественных объединений,
физических лиц.
В новом законе все четыре существующие различные понятия сводятся до единого термина «иностранный агент».
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее следующие виды деятельности:
- политическая деятельность;
- целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
- распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.
Предполагается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня принятия Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов и прекращает со дня принятия решения об исключении лица из реестра. Порядок ведения реестра иностранных агентов будет определен приказом Минюста России.
Определения и перечень видов деятельности не изменяются и полностью соответствуют определениям, закрепленным в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
В перечень видов деятельности, не относящихся к политической, добавлена деятельность в области защиты человеческой жизни, семьи, традиционных семейных ценностей, а для благотворительной деятельности сделана оговорка, о том, что она не относится к политической деятельности, если она не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.
Отдельно от реестра иностранных агентов будет также вестись единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, в порядке, определяемом приказом Минюста России. Понятие аффилированности при этом отдельно не раскрывается. В действующем законодательстве понятие аффилированности урегулировано недостаточно четко, а применение по аналогии имеющихся
определений в отношении НКО затруднительно из-за их привязки к предпринимательской деятельности.
В перечень лиц, которым может быть присвоен статус иностранного агента, добавлены российские и иностранные коммерческие юридические лица, а также
«иные объединения лиц».
В существующий перечень иностранных источников предлагается добавить «лиц, находящихся под влиянием
(иностранных) источников», для чего вводится понятие «иностранное влияние» - «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Также в перечень иностранных источников добавлены «иностранные структуры без образования юридического лица».
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в
иных формах.
В перечне оснований исключения из реестра предлагается объединить все существующие основания:а) прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией;
б) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;
в) смерть физического лица;
г) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществлял указанную в законе деятельность;
д) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, в случае, если это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществляло указанную в законе деятельность;
е) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр, отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранных источников организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах.
Срок принятия Минюстом России решения об исключении из реестра будет составлять 60 календарных дней (что на 30 дней меньше, чем в настоящее время установлено для принятия решения об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Все обязанности, возлагаемые на иностранных агентов, предлагается объединить в одной статье:- иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении указанной в законе деятельности, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации;
- иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);
- материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом или направляемые в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;
- материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении указанной в законе деятельности, или направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного агента – российского юридического лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом;
- иностранный агент обязан в установленные сроки представлять отчетность по формам, утверждаемым Минюстом России;
- иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом Минюстом России.
Формы указаний, которыми должны сопровождаться материалы, производимые и (или) распространяемые иностранными агентами, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения должны быть
установлены Правительством РФ.
Также в качестве обязанности законопроектом предлагается распространить на все виды иностранных агентов, не имеющих статуса юридического лица, обязанность учредить российское юридическое лицо в целях распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
Установлен следующий перечень запретов и ограничений для иностранных агентов:- физическое лицо не может быть назначено на должности в органах публичной власти;
- отказ в допуске г государственной тайне;
- запрет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
- не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр;
- запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов НПА);
- запрет осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума;
- запрет быть организатором и финансировать публичные мероприятия;
- запрет пожертвований и заключения сделок с политическими партиями;
- осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.;
- запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- запрет принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- запрет на получение государственной финансовой поддержки, в т.ч. при осуществлении творческой деятельности;
- запрет страхования денежных средств, размещенных иностранными агентами (за исключением физических лиц), или в их пользу;
- невозможность применять упрощенную систему налогообложения;
- невозможность применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- запрет инвестирования в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- запрет осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- запрет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Законом закреплено, что в случае неоднократного непредставления юридическим лицом, включенным в реестр, а также общественным объединением, действующим без образования юридического лица, иным объединением лиц, включенными в реестр, в установленный срок предусмотренных законом сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации указанных лиц.
В целях внесения коррелирующих изменений в другие федеральные законы на рассмотрение Государственной Думы уже внесен
проект федерального закона №140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(5 июля 2022 года принят Госдумой в 1 чтении).
Вопросы внесения изменений в действующее законодательство в части норм об ответственности за нарушение порядка деятельности иностранных агентов (ст.ст. 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, 19.34, 19.34.1 КоАП, ст. 330.1 УК РФ) и в части налогообложения будут решены в рамках отдельных законопроектов (в настоящее время еще не внесены на рассмотрение Государственной Думы).