Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июль, 2022
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.

Суть нового закона состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента».). В настоящее время существует четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранного агента – некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации (в т.ч. российских юридических лиц и физических лиц), незарегистрированных общественных объединений, физических лиц.

В новом законе все четыре существующие различные понятия сводятся до единого термина «иностранный агент».

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее следующие виды деятельности:
  • политическая деятельность;
  • целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
  • распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.

Предполагается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня принятия Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов и прекращает со дня принятия решения об исключении лица из реестра. Порядок ведения реестра иностранных агентов будет определен приказом Минюста России.

Определения и перечень видов деятельности не изменяются и полностью соответствуют определениям, закрепленным в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

В перечень видов деятельности, не относящихся к политической, добавлена деятельность в области защиты человеческой жизни, семьи, традиционных семейных ценностей, а для благотворительной деятельности сделана оговорка, о том, что она не относится к политической деятельности, если она не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.

Отдельно от реестра иностранных агентов будет также вестись единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, в порядке, определяемом приказом Минюста России. Понятие аффилированности при этом отдельно не раскрывается. В действующем законодательстве понятие аффилированности урегулировано недостаточно четко, а применение по аналогии имеющихся определений в отношении НКО затруднительно из-за их привязки к предпринимательской деятельности.

В перечень лиц, которым может быть присвоен статус иностранного агента, добавлены российские и иностранные коммерческие юридические лица, а также «иные объединения лиц».

В существующий перечень иностранных источников предлагается добавить «лиц, находящихся под влиянием (иностранных) источников», для чего вводится понятие «иностранное влияние» - «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Также в перечень иностранных источников добавлены «иностранные структуры без образования юридического лица».

Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

В перечне оснований исключения из реестра предлагается объединить все существующие основания:

а) прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией;

б) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;

в) смерть физического лица;

г) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществлял указанную в законе деятельность;

д) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, в случае, если это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществляло указанную в законе деятельность;

е) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр, отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранных источников организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах.

Срок принятия Минюстом России решения об исключении из реестра будет составлять 60 календарных дней (что на 30 дней меньше, чем в настоящее время установлено для принятия решения об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Все обязанности, возлагаемые на иностранных агентов, предлагается объединить в одной статье:

  • иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении указанной в законе деятельности, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации;

  • иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);

  • материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом или направляемые в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;

  • материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении указанной в законе деятельности, или направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;

  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного агента – российского юридического лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом;

  • иностранный агент обязан в установленные сроки представлять отчетность по формам, утверждаемым Минюстом России;

  • иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом Минюстом России.

Формы указаний, которыми должны сопровождаться материалы, производимые и (или) распространяемые иностранными агентами, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения должны быть установлены Правительством РФ.

Также в качестве обязанности законопроектом предлагается распространить на все виды иностранных агентов, не имеющих статуса юридического лица, обязанность учредить российское юридическое лицо в целях распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Установлен следующий перечень запретов и ограничений для иностранных агентов:

  • физическое лицо не может быть назначено на должности в органах публичной власти;
  • отказ в допуске г государственной тайне;
  • запрет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
  • не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр;
  • запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов НПА);
  • запрет осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума;
  • запрет быть организатором и финансировать публичные мероприятия;
  • запрет пожертвований и заключения сделок с политическими партиями;
  • осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.;
  • запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • запрет принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • запрет на получение государственной финансовой поддержки, в т.ч. при осуществлении творческой деятельности;
  • запрет страхования денежных средств, размещенных иностранными агентами (за исключением физических лиц), или в их пользу;
  • невозможность применять упрощенную систему налогообложения;
  • невозможность применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • запрет инвестирования в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • запрет осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
  • запрет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Законом закреплено, что в случае неоднократного непредставления юридическим лицом, включенным в реестр, а также общественным объединением, действующим без образования юридического лица, иным объединением лиц, включенными в реестр, в установленный срок предусмотренных законом сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации указанных лиц.

В целях внесения коррелирующих изменений в другие федеральные законы на рассмотрение Государственной Думы уже внесен проект федерального закона №140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(5 июля 2022 года принят Госдумой в 1 чтении).

Вопросы внесения изменений в действующее законодательство в части норм об ответственности за нарушение порядка деятельности иностранных агентов (ст.ст. 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, 19.34, 19.34.1 КоАП, ст. 330.1 УК РФ) и в части налогообложения будут решены в рамках отдельных законопроектов (в настоящее время еще не внесены на рассмотрение Государственной Думы).
Вывод: основное регулирование деятельности всех 4 существующих на сегодняшний день видов иностранных агентов принципиально не изменится, добавится лишь ряд дополнительных ограничений и обязанностей. Наибольшие опасения по-прежнему вызывают нормы о возможности включения в реестр не только самих иностранных агентов, но и лиц, аффилированных с ними, учитывая, что само понятие «аффилированности» крайне слабо урегулировано в законодательстве и допускает максимально широкое толкование, а также вводимое законопроектом чрезвычайно размытое понятие «иностранного влияния».
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 "О средствах массовой информации".
Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Ст. 53.2 ГК РФ и ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
По всей видимости, подразумеваются объединения лиц в самом широком смысле, которые не обладают необходимыми признаками незарегистрированного общественного объединения – наличие устава, сформированные руководящие и контрольно-ревизионные органы – ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
По сравнению с определением поддержки, закрепленном в ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", в него добавлены «иное имущество» и «научно-техническая помощь».
В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» - Приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 №124 «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».
Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 марта 2023 года.

Внесенные законом изменения:

1. закреплена экстерриториальность действия Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», т.е. установлено, что его положения применяются к обработке персональных данных граждан Российской Федерации, осуществляемой на основании соглашений между российскими и (или) иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами, а также к совершаемым иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами действиям с персональными данными граждан Российской Федерации, если такие соглашения или действия затрагивают права и свободы субъекта персональных данных;

2. введено отличное от понятия «оператор персональных данных» определение «лица, осуществляющего обработку персональных данных» – это «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, но не определяющее цели обработки указанных персональных данных, состав персональных данных, действия, совершаемые с персональными данными»;

3. дополнен перечень действий с персональными данными, входящих в понятие «обработка», осуществлением логических и (или) арифметических операций с такими данными;

4. конкретизирован перечень лиц и организаций, передача персональных данных которым будет расцениваться в качестве трансграничной передачи персональных данных;

5. закреплено, что согласие на обработку персональных данных должно быть не только конкретным, информированным и сознательным, но также и «предметным и однозначным» (содержание этих понятий не раскрывается);

6. установлен запрет на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних до 18 лет, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;

7. закреплено, что оператор не вправе отказывать в предоставлении услуг в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и(или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным. Предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8. введена обязанность оператора уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных (и требования к содержанию такого уведомления). По результатам рассмотрения уведомления Роскомнадзор сможет устанавливать запрет или ограничение трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Такое решение может быть принято Роскомнадзором в течение 30 дней с момента подачи уведомления, трансграничная передача ПДн в течение этого срока не ограничивается, если речь идет о государствах, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, в других случаях трансграничная передача ПДн в течение этого срока не допускается;

9. закреплена обязанность Роскомнадзора установить требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона (тем самым устраняется правовая неопределенность: обязанность оператора проводить оценку закреплена, но утвержденных требований и методик не существует);

10. сокращены сроки предоставления информации оператором ПДн по запросу субъекта ПДн или Роскомнадзора с 30 дней до 10 рабочих дней;

11. введена обязанность оператора ПДн уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов с момента установления факта неправомерного или случайного доступа, предоставления, распространения, передачи персональных данных, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, с указанием сведений о причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, о предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о лицах, допустивших указанный доступ, а также о принятых мерах по устранению соответствующих последствий;

12. закреплена обязанность Роскомнадзора установить требования к подтверждению уничтожения ПДн;

13. существенно сокращен перечень исключений, позволяющих оператору ПДн не подавать в Роскомнадзор уведомление об обработке ПДн (ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных». Фактически исключаются все наиболее часто использовавшиеся основания: обработка ПДн в рамках договорных отношений с субъектом ПДн или обработка общественным объединением ПДн своих членов (участников) при условии нераспространения ПДн без их согласия.

Вывод: внесены как положительные изменения в части уточнения понятийного аппарата, обязанности Роскомнадзора по утверждению требований к оценке возможного вреда правам субъектов ПДн и к подтверждению уничтожения ПДн, так и резко отрицательные новеллы об исключении оснований для неподачи оператором уведомления об обработке ПДн и введении дополнительных обязанностей для операторов.
О расширении полномочий Генерального прокурора (его заместителей) в отношении СМИ
Закон вступил в силу с 14 июля 2022 года.

В Закон РФ «О средствах массовой информации» введена новая статья (56.2), наделяющая Генерального прокурора (его заместителей) полномочиями по приостановлению деятельности СМИ, признанию регистрации СМИ недействительной или прекращению действия лицензии на вещание.

Закрепляется перечень из 6 видов информации, распространение которых СМИ может послужить основанием для принятия прокурором вышеуказанных мер:

1. распространение недостоверной общественно значимой информации, создающей угрозу жизни, здоровью, функционированию объектов жизнеобеспечения и т.д.

2. недостоверной информации об использовании ВС и госорганов за пределами РФ

3. недостоверной информации о принимаемых мерах по защите населения и территорий

4. информации, оскорбляющей человеческое достоинство, общество, госсимволы, органы власти

5. информации, направленной на дискредитацию ВС и госорганов

6. информации, призывающей к несанкционированным публичным мероприятиям, или оправдывающей экстремизм.

В ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» внесены поправки, в соответствии с которыми Генеральный прокурор (его заместители) наделены правом принимать решение о запрете (ограничении) деятельности иностранного средства массовой информации, зарегистрированного на территории иностранного государства и распространяющего свою продукцию на территории РФ, в качестве ответной меры на запрет (ограничение) деятельности российского СМИ на территории такого иностранного государства.

Вывод: внесенные изменения направлены на расширение полномочий Генерального прокурора (его заместителей) в отношении российских и иностранных средств массовой информации и вводят новый порядок приостановления или запрещения их деятельности.
Закон вступил в силу с 14 июля 2022 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 января 2026 года.

Данный закон направлен на принятие мер, способствующих поддержке НКО – собственников целевого капитала (ЦК).

В частности, закрепляется принятие следующих мер:

1. Приостановление нормы, обязывающей НКО – собственников ЦК расформировывать целевой капитал в случаях снижения стоимости чистых активов ЦК за три отчетных года более чем на 30 процентов (либо по результатам одного отчетного года более чем на 50 процентов) (п. 5) и 6) ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

2. Увеличение предельного размера процентов от суммы пожертвования и дохода от целевого капитала, которые могут быть использованы специализированным фондом управления целевым капиталом на административно-управленческие расходы с 5 до 10 процентов, с 10 до 25 процентов, с 15 до 30 процентов соответственно (ч. 3 ст. 3 и ч. 8.1. ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

3. Возможность НКО не использовать по назначению доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а полностью реинвестировать его в «тело» ЦК (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

Закрепленные меры носят временный характер – предполагается их действие до 1 января 2026 года.

Вывод: внесенные изменения позитивно скажутся на деятельности НКО – собственников ЦК в условиях нестабильности. Во-первых, они позволят покрывать увеличивающиеся административно-управленческие расходы, которые может понести специализированный фонд. Во-вторых, они препятствуют принудительному расформированию ЦК, что способствует их сохранению и направлено на соблюдение интересов их благополучателей. В-третьих, способствуют приращению «тела» целевого капитала, что важно в условиях высокой волатильности и нестабильности в экономике.
Закон вступил в силу с 25 июля 2022 года.

Законом установлено, что такой вид административного наказания как предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в обязательном порядке будет применяться ко всем субъектам административных правонарушений, если эти нарушения выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Закреплено, что в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба (устранения причиненного вреда) административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы.

В соответствии с внесенными изменениями, административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу.

Также законом установлено, что не допускается рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, должностным лицом, проводившим указанное контрольное (надзорное) мероприятие, проверку и возбудившим дело о таком административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, проверки (за исключением случаев применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, изъятия вещей и документов либо ареста товаров, транспортных средств и иных вещей).
Вывод: принятые изменения носят позитивный характер, поскольку снижаю бремя административных штрафов в случае совершения НКО административных правонарушений.
Ранее Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" было установлено, что замена штрафа предупреждением возможна только для некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников.
Закон вступает в силу с 14 июля 2023 года (создание банка данных экстремистских материалов), за исключением положений, вступивших в силу с 14 июля 2022 года (создание реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации).

Законом закреплена обязанность Минюста России создать и определить порядок ведения банка данных экстремистских материалов, в который будут вноситься поступившие из суда копия решения о признании информационных материалов экстремистскими и экстремистские материалы. Банк данных экстремистских материалов будет вестись параллельно с ведущемся с 2004 года общедоступным Федеральным списком экстремистских материалов, содержащим краткое описание материалов, признанных экстремистскими. Новый банк данных будет включать в себя сами материалы, признанные экстремистскими, но доступ к нему будут иметь исключительно должностные лица органов, участвующих в противодействии экстремистской деятельности, в соответствии с их компетенцией

В статье 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», предусматривающей, что «в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью», дополнен этот перечень ограничением для лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, быть избранным по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.

Та же статья 15 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дополнена новыми частями 6-9, предусматривающими наделение Минюста России полномочиями по созданию и ведению единого реестра сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Данный реестр предлагается создать в целях проведения Минюстом России по обращениям избирательных комиссий проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах. Включению в единый реестр подлежат сведения о физическом лице, являвшемся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастность которого к деятельности экстремистской или террористической организации установлена вступившим в законную силу решением суда. Необходимая для ведения реестра информация будет предоставляться МВД России, Росфинмониторингом, ФНС, Пенсионным фондом, органами прокуратуры.
Вывод: в случае признания НКО экстремистской организацией, ее учредителям, членам коллегиального руководящего органа, руководителю (заместителю), участнику, члену, работнику будет ограничено право быть избранным в соответствии с законодательством о выборах.
Закон вступил в силу с 25 июля 2022 года.

В соответствии с внесенными изменениями в перечень целей благотворительной деятельности добавлено «участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ», а также «участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести». В предыдущей редакции закона речь шла лишь об оказании помощи пострадавшим.
Вывод: расширение целей благотворительной деятельности является позитивным изменением, позволяющим некоммерческим организациям, осуществляющим такие виды деятельности получить статус благотворительных организаций.
Принятые или вступающие в силу постановления Правительства
Постановление принято в соответствии с частью 3 статьи 122 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с законом, просветительская деятельность – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Просветительскую деятельность могут осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований законодательства. Несмотря на то, что субъектами закона об образовании являются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также обучающие и обучающиеся лица и их законные представители, обсуждаемые правила будут применяться не только к субъектам закона, а ко всем организаторам просветительской деятельности, к которым Постановление относит юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих просветительскую деятельность.

В Постановлении указано, что «содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации». Данный пункт формально определяет многообразие позитивных целей просвещения.

Определены и формы осуществления просветительской деятельности:
  • лекции,
  • презентации,
  • семинары,
  • мастер-классы,
  • круглые столы,
  • дискуссии и
  • иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.

Для отдельных лиц есть дополнительные требования:

1. сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, внесенного в реестры выполняющих функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, сопровождаются указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента.

2. организатор просветительской деятельности, осуществляющий просветительскую деятельность:
а) в отношении несовершеннолетних
б) с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения путем подготовки и представления программы просветительской деятельности в срок не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.

Форма и порядок направления такого уведомления будут определены Минпросвещения.

В программе просветительской деятельности должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Представленные документы могу быть направлены на экспертизу, в случае обнаружения несоответствия требований или нарушения законодательства не позднее чем за 5 дней до начала программы Минпросвещения возвращает документы и требует доработки или обращается в суд в связи нарушением уголовного или административного законодательства.

Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на:
  • культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
  • просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.

Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросвещения без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.
Вывод: в целом воздействия на НКО не будет, но важно, каким образом будут проходить процедуры согласования программ тех организаций, кто работает с детьми и за государственные средства.
Данное положение не распространяется на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также на просветительскую деятельность, осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проекты постановлений Правительства
О порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций
Проектом предлагается внести изменения в Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 года № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

Изменения, вносимые в Положение:

  • пункт 4 утрачивает силу. Он предусматривает, что некоммерческие организации, которые не соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, включаются в реестр по решению, принятому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указанные некоммерческие организации включаются в реестр на срок до 3 лет. Данное изменение обосновывается действием подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации которым предусмотрено установление критериев включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр Правительством Российской Федерации, а не органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • пункт 8, закрепляющий перечень сведений, подлежащих включению в реестр, дополняется новыми подпунктами:
з) адрес регистрации некоммерческой организации;

и) критерий включения некоммерческой организации в реестр;

к) основной вид экономической деятельности некоммерческой организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);

  • пункт 11 изложен в новой редакции, в соответствии с которой с 15 до 30 рабочих дней увеличен срок включения в реестр сведений об НКО в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления ‎или организацией, уполномоченной на включение некоммерческих организаций в реестр, решения о предоставлении некоммерческой организации субсидии или гранта. Сроки включения НКО в реестр по остальным основаниям остались прежними – 15 рабочих дней. В пояснительной записке к проекту данное изменение обосновывается тем, что СОНКО может отказаться от получения финансирования, и в таком случае не будет необходимости исключать ее из реестра;

  • в пункте 16, закрепляющим перечень оснований исключения НКО из реестра:
подпункт «д» (непредставление в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности, предусмотренной абзацем шестым пункта 3 настоящего Положения) дополняется словами «, в течение 30 рабочих дней ‎со дня истечения установленного Министерством юстиции Российской Федерации срока представления сообщения о продолжении деятельности или отчетности в соответствии со статьей 32 Федерального закона ‎«О некоммерческих организациях». Таким образом, устанавливается конкретный срок для исключения СОНКО из реестра в случае неисполнения обязанности по предоставлению отчетности в Минюст;
вводится новый пункт «ж) установление факта наличия вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания, в том числе ‎в виде административного приостановления деятельности в течение 15 рабочих дней федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организациями, уполномоченными на включение некоммерческих организаций в реестр.». В соответствии с пояснительной запиской к проекту, дополнение вносится в целях повышения прозрачности деятельности организаций, включенных в реестр СОНКО;

  • еще несколько предлагаемых изменений носят уточняющий и технический характер.
Вывод: предлагаемые изменения не окажут существенного влияния на НКО, поскольку устраняют сложности ведения реестра с учетом сформировавшейся практики. Вместе с тем, появится новое основание для исключения из него - привлечение СОНКО к административной ответственности.

Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →