Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июнь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Об ответственности за распространение экстремистских материалов
Законом внесены изменения в ст. 20.29 КоАП РФ – «Производство и распространение экстремистских материалов».

Действие статьи расширено и отныне предполагает административную ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, не только включенных в соответствующий список Минюста России, но и любых других экстремистских материалов.

Это означает, что при распространении тех или иных материалов, например, через свой сайт, НКО должна не только сверяться с Федеральным списком экстремистских материалов (а они туда включаются на основании решения суда после проведения соответствующих экспертиз), но и самостоятельно оценивать распространяемые материалы на предмет их соответствия понятию экстремистских, закрепленному в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Следует напомнить, что наказание по ст. 20.29 КоАП РФ установлено в виде штрафа от 100 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.


Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы
Вывод: вступившие в силу законодательные изменения могут существенно осложнить деятельность НКО, предполагающую распространение материалов для неограниченного круга лиц, а также повышают риски привлечения НКО к административной ответственности.
Любая образовательная организация и организация, осуществляющая обучение, на основании ФЗ «Об образовании в РФ» должна обеспечить посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», доступ к информации, определенной в статье 29 соответствующего закона.

На сайте образовательной организации должны быть размещены копии:
  • устава образовательной организации;
  • свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
  • плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • локальных нормативных актов, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
  • отчета о результатах самообследования;
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей;
  • предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

Информация и документы, указанные выше, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

В настоящее время информация на сайте образовательной организации размещается с учетом требований Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».

В соответствии с принятыми законодательными изменениями, требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления информации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Вывод: законодатель закрепил уже существующее положение дел, указав обязанность утверждать соответствующие требования федеральным органом исполнительной власти. Изменения могут представлять интерес для НКО, осуществляющих образовательную деятельность.
Внесенные законом поправки связаны со вступившим в силу с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями).

Напомним, что для НКО представляют интерес две нормы из ранее внесенных законодательных изменений:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, которые определены специальной комиссией .

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Новым законом в статью 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе) введены новые части 15-17, предусматривающие административную ответственность за нарушения правил распространения рекламы в интернете.

Из новых норм для НКО-рекламодателей представляют интерес части 15 и 16 ст. 14.3 (ч. 17 предусмотрена для операторов рекламных данных):

«15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, установлены существенные штрафы (от 200 000 до 500 000 рублей) за нарушения требований к передаче информации о рекламе в Роскомнадзор и сопровождению распространяемой рекламы специальным идентификатором.

Вывод: НКО, являющиеся рекламодателями, должны внимательно отнестись к соблюдению требований законодательства о рекламе и минимизировать риски привлечения к административной ответственности.
Проекты федеральных законов
О реестре СОНКО
7 июня 2023 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменения в статью 31.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующую ведение реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.

Суть законопроекта состоит в объединении различных реестров, формируемых федеральными органами исполнительной власти (‎10 реестров), исполнительными органами субъектов Российской Федерации (254 реестра), органами местного самоуправления (‎1 019 реестров), в единый реестр, размещаемый на сайте Минэкономразвития России.
Вывод: предлагаемые изменения расцениваются как положительные, поскольку единый реестр СОНКО-получателей поддержки позволит органам государственной власти, гражданам и организациям в оперативном режиме иметь доступ к полной информации об оказанных мерах поддержки СОНКО, что повысит прозрачность некоммерческого сектора, а также сформирует аналитическую базу ‎для совершенствования государственных мер поддержки НКО.
О договоре аренды для СОНКО
19 июня 2023 года Минэкономразвития России разместило для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Законопроектом предлагается дополнить пункт 9 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» нормами о преимущественном праве СОНКО на заключение договоров аренды на новый срок.

Так, социально ориентированные некоммерческие организации, надлежащим образом исполнившие свои обязанности по договору аренды государственного или муниципального имущества, предоставленного в целях осуществления социально ориентированных видов деятельности имеют преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок с арендодателем, в том числе по льготным ставкам арендной платы в соответствии с частями ‎9-11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ ‎«О защите конкуренции».

Социально ориентированные виды деятельности НКО закреплены в статье 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Размеры льготных ставок арендной платы устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят позитивный характер для социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших в аренду государственное и муниципальное имущество, и будут способствовать повышению устойчивости таких организаций.
В настоящее время в п. 1 ст. 7 закона (129-ФЗ) закреплено, что по общему правилу предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП является платным. Проект закона предполагает упрощение процедуры получения копий уставов юридических лиц в форме электронного документа. В случае принятия законопроекта предоставление такой копии будет происходить на бесплатной основе. Любое заинтересованное лицо сможет запросить электронную копию устава конкретного юридического лица.
Вывод: внесение изменений позволит сократить бумажный документооборот и снизить затраты запрашивающих устав лиц. Также необходимо учесть, что общедоступность уставов, с одной стороны, будет способствовать информационной открытости НКО, с другой – потребует более внимательно относиться к вопросу актуализации уставов в соответствии с изменяющимся законодательством.
Законопроектом предлагается два важных нововведения.

1. Статья 1 255-ФЗ «Иностранные агенты» дополняется нормой о том, что:

1) органы публичной власти,

2) организации всех форм собственности, а также их должностные лица,

3) физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового
при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. 18 ограничений, связанных со статусом иностранного агента перечислены в ст. 11 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее – законодательство об иностранных агентах).

Таким образом, предполагается, что ответственность за соблюдение этих ограничений несет как сам иностранный агент, так и любые лица, которые в той или иной степени своими действиями или бездействием могут способствовать тому, что эти ограничения и запреты не соблюдаются. Например, руководитель НКО будет нести ответственность, если в просветительском мероприятии для детей будет принимать участие иностранный агент, понесет ответственность директор школы, который при приеме на работу (договоре оказания услуг) лица, не сверится с реестром иностранных агентов, а должностное лицо, которое допустило участие иностранного агента, например, в общественной экологической экспертизе тоже будет наказано.

2. Закон существенно расширяет категорию субъектов государственного контроля в части соблюдения законодательства об иностранных агентах. Так, переименовывается статья 10 ФЗ №255. Вместо «Государственного контроля за деятельностью иностранных агентов» статья будет называться «Государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах». Также эта статья дополняется нормой о том, что при поступлении информации о том, что лицо своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства об иностранных агентах Минюст, его территориальные управления и их должностные лица имеют право вынести такому лицу (должностному лицу) предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Это означает, что лицо, допустившее нарушение агентом установленных для него запретов, должно исправить ситуацию и вернуть свою деятельность в законное русло.

21 июня 2023 года Государственной Думой также в 1 чтении принят связанный проект федерального закона №346781-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предполагает установление административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства об иностранных агентах.

Для этого в статью 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль) предлагается ввести новую часть 40:

«40. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.».
Вывод: предлагаемые законопроектами изменения существенно повышают для НКО риски привлечения к административной ответственности, поскольку НКО будут вынуждены проверять своих работников и контрагентов по реестру иностранных агентов Минюста России, который в настоящее время обширный и крайне неудобен в использовании.
1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

3. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.

4. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр.

5. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) иностранными агентами.

6. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.

7. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и (или) получение денежных средств, а также передача и (или) получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия.

8. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами.

9. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.

10. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних.

11. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

12. Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.

13. Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами (за исключением физических лиц) или в их пользу.

14. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения (норма не работает, так как соответствующие поправки в НК РФ до сих пор не приняты).

15. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

16. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

17. Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

18. Иностранный агент не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

В соответствии с законопроектом №346588-8 предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • пункт 5 статьи 13.2 (Уведомление о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации) дополняется новым предложением о том, что сведения, включаемые в уведомление о создании на территории РФ филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации (ИНКО), должны быть размещены на сайте Минюста России;

  • п. 7 ст. 13.2 дополняется новым основанием для отказа филиалу или представительству ИНКО во внесении в соответствующий реестр: если ранее внесенные в реестр филиал или представительство ИНКО в течение 3 лет, предшествующих дню представления уведомления, были исключены из реестра в связи с нарушением законодательства РФ;

  • статья 30.1 излагается в новой редакции:
«Статья 30.1. Участие в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Физические и юридические лица могут участвовать в деятельности иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиале или представительстве такой организации в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

2. В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.».

Реестр филиалов и представительств ИНКО размещен на сайте Минюста России (для появления полного списка зарегистрированных филиалов и представительств необходимо нажать «Новый поиск»).

Из пояснительной записки к законопроекту можно сделать вывод о том, что он разработан в целях недопущения участия граждан РФ в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, не прошедших установленные законом регистрационные процедуры в Минюсте России.

Законопроектом №346750-8 предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 330.3 следующего содержания:

«Статья 330.3. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций лица, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.34.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях два раза в течение одного года, или лица, имеющего судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей, или статьей 284' настоящего Кодекса - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

2. Организация деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций - наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности по данной статье, если оно добровольно прекратило участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, и если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.».

Таким образом, предлагается установить уголовную ответственность для лиц, участвующих (ч. 1 проектируемой статьи) в деятельности на территории РФ филиалов или представительств ИНКО, которые в установленном законом порядке не зарегистрированы Минюстом России, при условии, что для привлечения физического лица к уголовной ответственности оно должно быть ранее дважды в течение года привлечено к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение (ст. 19.34.2 КоАП - Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) или уголовной ответственности (по ст. 284.1 УК РФ - Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности). При этом, привлечение к уголовной ответственности за организацию (ч. 2 проектируемой статьи) деятельности такого филиала или представительства ИНКО не требует зафиксированного факта привлечения лица к административной ответственности ранее.

Следует отметить, что понятия «участия» и «организации» в уголовном законодательстве не определены, они являются оценочными. В качестве «участия» может быть расценено даже присутствие на мероприятии, организованном на территории РФ, незарегистрированным филиалом или представительством ИНКО. Участие в деятельности ИНКО за пределами РФ не охватывается составом преступления, предусмотренного проектируемой статьей 330.3 УК РФ.

Подведомственность уголовных дел по новой ст. 330.3 УК РФ предполагается отнести к полномочиям Следственного комитета РФ.

Законопроектом №346769-8 предлагается ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) новую статью 19.34.2 следующего содержания:

«Статья 19.34.2. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций

1. Участие в деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.».

Таким образом в КоАП предлагается ввести норму об административной ответственности за участие в деятельности на территории РФ ИНКО, не зарегистрированной в установленном порядке Минюстом России, и привлечение лица к административной ответственности по данной статье дважды в течение года будет служить основанием для привлечения его уже к уголовной ответственности.

Возбуждение административных дел по проектируемой статье предлагается отнести к компетенции прокуроров, а рассмотрение дел – судьям районных судов.

Вывод: внесенными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами предлагается фактически запретить любое участие в деятельности на территории РФ незарегистрированных в установленном порядке филиалов или представительств ИНКО, установить административную и уголовную ответственность за организацию и участие в их деятельности.
Проекты ведомственных приказов
О типовых уставах НКО
13 июня 2023 года Минюстом России размещен для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении типовых уставов ‎некоммерческих организаций».
Приказ разработан в целях реализации п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях». С 1 марта 2023 года НКО получили возможность действовать, в том числе, на основании типового устава, однако по состоянию на июнь 2023 года типовые уставы для НКО все еще не утверждены. Комментируемым проектом приказа Минюста России предлагается утвердить такие типовые уставы.

При детальном изучении предлагаемых к утверждению проектов уставов можно отметить некоторое их несоответствие отдельным положениям закона: например, возможность осуществления НКО предпринимательской деятельности (что противоречит п. 4 ст. 50 ГК РФ), отсутствие в структуре органов ассоциации (союза) контрольно-ревизионного органа (что противоречит п. 2 ст. 65.3 ГК РФ), отсутствие в вопросах исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда вопроса о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждении ликвидационного баланса (что противоречит ч. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Вывод: в целом, инициатива о возможности НКО действовать на основании типового устава видится позитивной, поскольку для большинства некоммерческих организаций представляется довольно проблематичной самостоятельная разработка устава. Вместе с тем, предлагаемые к утверждению типовые уставы нуждаются в определенной корректировке в целях приведения в соответствие с нормами действующего законодательства.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О статусе руководителя НКО
В третий раз изменена позиция органов власти относительно статуса руководителя НКО.

Так, в письме от 2 марта 2023 года №БС-4-11/2477 ФНС подтвердила позицию Минтруда России и перечислила те же варианты оформления отношений, которые ранее Минтруд изложил в своем Письме от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886.
А именно:

  • заключение трудового договора;
  • заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
  • назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

Особое внимание ФНС обратила на то, что руководитель НКО не признается застрахованным лицом в двух случаях:

1. не заключен трудовой договор, отсутствуют признаки трудовых отношений и заработная плата;

2. не заключен договор гражданско-правового характера, нет признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору и вознаграждение по данному договору.

Как следствие, у руководителя НКО, осуществляющего свои функции на общественных началах, отсутствует статус застрахованного лица. На этом основании ФНС сделала вывод, что в таких случаях НКО не обязана представлять в ФНС персонифицированные сведения о физических лицах на таких руководителей.

Однако, Письмом от 24 марта 2023 года №03-15-07/26016 «О предоставлении персонифицированных сведений о физических лицах» Минфин России отменил вышеуказанное письмо ФНС и разъяснил, что согласно нормам трудового законодательства деятельность руководителей (председателей) НКО относится к трудовой, поскольку на них возложено выполнение определенных трудовых функций, а трудовые отношения с ними возникают в результате избрания их на должность (ст. 16, 17 Трудового кодекса). В связи с этим руководители (председатели) НКО будут являться застрахованными лицами по ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по ОМС, а сами НКО – страхователями по ОСС и плательщиками страховых взносов, поскольку объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса).

По общему правилу страхователи представляют сведения о физлицах, включающие их персональные данные и суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (ст. 8, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ). Минфин России указал, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению персонифицированных сведений в случае отсутствия выплат физлицам в рамках трудовых отношений.

В случае отсутствия у НКО выплат в пользу физических лиц, такие организации обязаны представить в установленный срок в налоговые органы персонифицированные сведения о физлицах с прочерками (не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ).

При этом, письмо Минтруда России от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886 не отменено и сведений о его готовящейся отмене в настоящее время нет.

Однозначно ответить на вопрос, кто в этом случае прав, не представляется возможным. Если задавать вопрос о том, чья позиция является более обоснованной с юридической точки зрения, то необходимо констатировать, что это позиция Минфина России. В ст. 7 ФЗ «О пенсионном страховании» закреплено определение застрахованных лиц: ими являются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками / учредителями / членами этих организаций.

Почему важен статус застрахованного лица? При назначении пенсии по потере кормильца, социальной пенсии по старости, социальных доплат к пенсии, выплат лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами, право на эти выплаты привязывается в том числе к статусу застрахованного лица. У человека не должно быть этого статуса. Он не должен подлежать обязательному страхованию в рамках закона «О пенсионном страховании». Если же подавать персонифицированные сведения о физлицах, на их основании в том числе будут рассчитывать, назначать или лишать всех этих социальных выплат. В связи с этим представляется важным то, каким образом Социальный фонд будет трактовать те сведения, которые получит от ФНС.

В персонифицированных сведениях, помимо персональных данных физлица, есть еще строка 70 — «сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица». Если Социальный фонд будет рассчитывать и принимать во внимание факт, что в отношении руководителя НКО в строке 70 будут стоять нули, тогда, наверное, всё в порядке. Если же автоматические системы будут принимать во внимание только тот факт, что человек был включен в отчет (а не включить его нельзя), тогда все становится сложнее.

Интереса к ситуации добавляет следующее. Письмо Минтруда России было подготовлено и направлено в связи с запросом Аппарата Правительства РФ. В частности, оно содержит ссылку на то, что Минтруд России просит довести информацию, содержащуюся в этом Письме, до региональных отделений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (письмо было подготовлено до объединения ПФР и ФСС) и до подведомственной сети учреждений соцзащиты субъектов РФ.

Строго говоря, деятельность Социального фонда России курирует Министерство труда и социальной защиты РФ в соответствии с Федеральным законом «О Социальном фонде России». При этом письмо Минфина России обязательно (и это содержится в самом тексте Письма) для исполнения Федеральной налоговой службой. А Минфин России требует привести позицию ФНС в соответствие с данными им разъяснениями.

Основной вывод, который можно сделать: данные о руководителе НКО нужно включать в персонифицированные сведения о физлицах. Разъяснение в этом плане однозначно. Если этого не сделать, то ФНС будет привлекать к ответственности.

И вот, 21 июня 2023 года ФНС опубликовала очередное Письмо Минфина от 20.06.2023 № БС-4-11/7761@, которое, согласно сопроводительному письму ФНС, дополняет Письмо Департамента налоговой политики от 24.03.2023 №03-15-07/26016.

Новое письмо содержит при этом диаметрально противоположный вывод. Минфин заключает, что в случаях, когда между руководителями и НКО:
  • не заключены трудовые или гражданско-правовые договоры и
  • руководители выполняют свои функции безвозмездно на основании решения высшего органа управления НКО, такие руководители не могут быть отнесены к кругу застрахованных лиц, персонифицированные сведения (ПСв) о них в налоговые органы не представляются.

В соответствии с этой позицией руководитель НКО может работать на общественных началах и включать его в ежемесячный отчет о физических лицах не нужно.

Применяя данное письмо, мы рекомендуем обязательно распечатать и быть готовыми показать сотрудникам ФНС эту позицию Минфина. И следить за новостями, так как за последние 3 месяца позиция налоговиков по вопросу, сдавать или не сдавать ПСв по руководителю, выполняющему свои функции на безвозмездной основе, уже неоднократно менялась.

[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430066/889c0f19d28537cb67d010e8b5a9314b76e73224/
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →