Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Июнь, 2022
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Суть внесенных изменений состоит в исключении из российского законодательства норм о представительстве Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека, гарантиях права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обращение в ЕСПЧ, а также учете и исполнении решений ЕСПЧ:

  • деятельность ЕСПЧ, его решения и сложившаяся практика никак не будут учитываться российской судебной системой при вынесении или пересмотре решений и приговоров;
  • компенсации, присужденные ЕСПЧ после 15 марта 2022 года, не могут быть выплачены;
  • подозреваемым, обвиняемым или осужденным, находящимся в следственных или исправительных учреждениях, не могут быть предоставлены свидания с защитниками в связи с обращением в ЕСПЧ.


Изменения в конкретных федеральных законах:

  • из Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» исключены нормы об обеспечении Генеральной прокуратурой РФ представительства и защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека;

  • из Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» исключена норма о предоставлении подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, свиданий с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека. Также из регулирования данного закона исключены положения о возможности направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, жалоб и заявлений в Европейский Суд по правам человека;

  • из Уголовно-исполнительного кодекса РФ исключены нормы о передаче предложений, ходатайств и жалоб в Европейский Суд по правам человека лиц, осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, а также нормы о предоставлении осужденным (в т.ч. осужденным военнослужащим) свиданий с представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека;

  • из Федерального закона от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» исключена норма о том, что размер компенсации определяется судом с учетом практики Европейского суда по правам человека;

  • из Кодекса административного судопроизводства РФ исключена норма о том, что мотивировочная часть решения суда должна содержать ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека;

  • в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Гражданском процессуальном кодексе РФ из перечня новых обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебных актов и постановлений исключено установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

  • из Уголовно-процессуального кодекса РФ исключены нормы о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда в связи с установленным ЕСПЧ нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела.

Постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Выплаты денежной компенсации по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится исключительно в российских рублях на счета в российских кредитных организациях и не может быть произведена на счета в иностранных кредитных организациях, расположенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении РФ.

В законах содержится оговорка, о том, что в целях исполнения постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу до 15 марта 2022 года включительно, судами и впредь могут применяться исключенные законодательные нормы.

Оба закона вступили в силу с 11 июня 2022 года, за исключением положений, касающихся выплаты компенсаций Генеральной прокуратурой РФ, которые вступают в силу с 1 января 2023 года.

Вывод: деятельность Европейского Суда по правам человека, его решения и сложившаяся практика никак не будут учитываться российской судебной системой при вынесении или пересмотре своих решений, компенсации, присужденные ЕСПЧ не могут быть выплачены, а подозреваемым, обвиняемым или осужденным, находящимся в следственных или исправительных учреждениях, не могут быть предоставлены свидания с защитниками в связи с обращением в ЕСПЧ.
Внесенными изменениями закреплена возможность обмена информацией между ФНС и порталом госуслуг, в частности, уведомление о несоответствии сведений тоже сможет подаваться через единый портал. Взаимодействие с самозанятыми можно будет осуществлять либо через приложение «Мой налог», либо через портал госуслуг в тех случаях, когда человек зарегистрировался на портале.

Граждане стран – членов Евразийского экономического союза смогут получить статус самозанятого через портал госуслуг.

Граждане Украины, Донецкой и Луганской республик наравне с гражданами государств – членов ЕАЭС смогут получать статус самозанятых на территории России.

Вывод: внесенные законодательные изменения расширяют число самозанятых лиц, которых НКО смогут привлекать к своей деятельности в качестве исполнителей услуг.
Законом конкретизированы некоторые формулировки, касающиеся мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, а также внесены небольшие изменения в структуру федерального закона. Эту меру можно будет применить только в том случае, если физическое лицо или организация включены в соответствующие перечни, администрируемые Росфинмониторингом.

Также установлены сроки, в течение которых уполномоченный орган должен разместить на своем официальном сайте информацию об отмене решения по замораживанию имущества: не позднее 1 рабочего дня со дня принятия такого решения. У кредитных организаций, в свою очередь, будет еще 1 рабочий день на то, чтобы разблокировать счета организации или физического лица вслед за отменой решения по замораживанию имущества.

Дополнен перечень операций, подлежащих обязательному контролю независимо от суммы операции. К ним относят операции, одной из сторон которых выступает:

  • физическое лицо, в отношении которого межведомственным координационным советом было принято решение о замораживании имущества;
  • организация, в отношении которой межведомственным координационным советом было принято решение о замораживании имущества;
  • юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем такого физического лица или организации.

Обязанности банков дополнены требованием не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета безопасности ООН (далее – «перечни Совбеза ООН»), и информировать о результатах проверки уполномоченный орган.

Одновременно установлен запрет физическим лицам и организациям, включенным в перечни Совбеза ООН быть учредителями, участникам, членами общественных объединений и некоммерческих организаций. Соответствующие изменения предложено внести в ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п.1.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

Физическим лицам, включенным в перечни Совбеза ООН, будет запрещен въезд в Российскую Федерацию (изменения в пп.10 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию), а также установлен запрет становиться руководителями религиозных групп, участниками или членами религиозных организаций (изменения в Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Вывод: внесенные изменения не окажут существенного влияния на НКО, но обяжут их проверять своих учредителей и членов высшего органа ещё и по вышеуказанным перечням Совбеза ООН.
Проекты федеральных законов
Об административных правонарушениях
Законопроектом предлагается установить, что такой вид административного наказания как предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в обязательном порядке будет применяться ко всем субъектам административных правонарушений, если они выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законопроектом также предлагается закрепить, что в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба (устранения причиненного вреда) административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу.

Также законопроектом предлагается установить, что не допускается рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, должностным лицом, проводившим указанное контрольное (надзорное) мероприятие, проверку и возбудившим дело о таком административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, проверки (за исключением случаев применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, изъятия вещей и документов либо ареста товаров, транспортных средств и иных вещей).
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят позитивный характер, поскольку снижаю бремя административных штрафов в случае совершения НКО административных правонарушений.
Ранее Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" было установлено, что замена штрафа предупреждением возможна только для некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников.
Данный документ направлен на принятие мер, способствующих поддержке НКО – собственников целевого капитала (ЦК).

В частности, законопроектом предлагается принятие следующих мер:

1. Приостановление нормы, обязывающей НКО – собственников ЦК расформировывать целевой капитал в случаях снижения стоимости чистых активов ЦК за три отчетных года более чем на 30 процентов (либо по результатам одного отчетного года более чем на 50 процентов) (п. 5) и 6) ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

2. Увеличение предельного размера процентов от суммы пожертвования и дохода от целевого капитала, которые могут быть использованы специализированным фондом управления целевым капиталом на административно-управленческие расходы с 5 до 10 процентов, с 10 до 25 процентов, с 15 до 30 процентов соответственно (ч. 3 ст. 3 и ч. 8.1. ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

3. Возможность НКО не использовать по назначению доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а полностью реинвестировать его в «тело» ЦК (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

Предложенные законопроектом меры носят временный характер – предполагается их действие до 1 января 2026 года.
Вывод: в случае принятия, данные изменения позитивно скажутся на деятельности НКО – собственников ЦК в условиях нестабильности. Во-первых, они позволят покрывать увеличивающиеся административно-управленческие расходы, которые может понести специализированный фонд. Во-вторых, они препятствуют принудительному расформированию ЦК, что способствует их сохранению и направлено на соблюдение интересов их благополучателей. В-третьих, способствуют приращению «тела» целевого капитала, что важно в условиях высокой волатильности и нестабильности в экономике.
Об иноагентах
29 июня 2022 года Государственной Думой принят в третьем чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Суть законопроекта состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента».). В настоящее время существует четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранного агента - некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации (в т.ч. российских юридических лиц и физических лиц), незарегистрированных общественных объединений, физических лиц.

В законопроекте все пять существующих различных понятий сводятся до единого термина «иностранный агент».

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее следующие виды деятельности:
  • политическая деятельность;
  • целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
  • распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.

Предполагается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня принятия Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов и прекращает со дня принятия решения об исключении лица из реестра. Порядок ведения реестра иностранных агентов будет определен приказом Минюста России.

Определения и перечень видов деятельности не изменяются и полностью соответствуют определениям, закрепленным в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

В перечень видов деятельности, не относящихся к политической, добавлена деятельность в области защиты человеческой деятельности, семьи, традиционных семейных ценностей, а для благотворительной деятельности сделана оговорка, о том, что она не относится к политической деятельности, если она не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.

В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе была видоизменена норма о включении в единый реестр иностранных агентов также лиц, аффилированных с ними. Реестр таких лиц теперь предлагается вести отдельно от единого реестра иностранных агентов, в порядке, определяемом приказом Минюста России. Понятие аффилированности при этом отдельно не раскрывается. В действующем законодательстве понятие аффилированности урегулировано недостаточно четко, а применение по аналогии имеющихся определений в отношении НКО затруднительно из-за их привязки к предпринимательской деятельности.

В перечень лиц, которым может быть присвоен статус иностранного агента, добавлены российские и иностранные коммерческие юридические лица, а также «иные объединения лиц».

В существующий перечень иностранных источников предлагается добавить «лиц, находящихся под влиянием (иностранных) источников», для чего вводится понятие «иностранное влияние» - «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Также в перечень иностранных источников добавлены «иностранные структуры без образования юридического лица».

Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.

В перечне оснований исключения из реестра предлагается объединить все существующие основания:

а) прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией;

б) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;

в) смерть физического лица;

г) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществлял указанную в законе деятельность;

д) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, в случае, если это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществляло указанную в законе деятельность;

е) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр, отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранных источников организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах.

Срок принятия Минюстом России решения об исключении из реестра будет составлять 60 календарных дней (что на 30 дней меньше, чем в настоящее время установлено для принятия решения об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).


Все обязанности, возлагаемые на иностранных агентов, предлагается объединить в одной статье:

  • иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении указанной в законе деятельности, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации;

  • иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);

  • материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом или направляемые в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;

  • материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении указанной в законе деятельности, или направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;

  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного агента – российского юридического лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом;

  • иностранный агент обязан в установленные сроки представлять отчетность по формам, утверждаемым Минюстом России;

  • иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом Минюстом России.

Формы указаний, которыми должны сопровождаться материалы, производимые и (или) распространяемые иностранными агентами, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения должны быть установлены Правительством РФ.

Также в качестве обязанности законопроектом предлагается распространить на все виды иностранных агентов, не имеющих статуса юридического лица, обязанность учредить российское юридическое лицо в целях распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Помимо существующих для иностранных агентов запретов и ограничений, законопроектом предлагается ввести новые:
  • запрет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
  • запрет осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних;
  • запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • запрет принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • запрет на получение государственной финансовой поддержки, в т.ч. при на осуществление творческой деятельности;
  • запрет страхования денежных средств, размещенных иностранными агентами (за исключением физических лиц), или в их пользу;
  • невозможность применять упрощенную систему налогообложения;
  • невозможность применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • запрет инвестирования в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • запрет быть организатором публичных мероприятий;
  • запрет осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
  • запрет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Минюсту России дополнительно предоставляется право выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством РФ. По-видимому, это означает право Минюста России выносить предписания не только в рамках осуществления государственного контроля.

Законопроектом предлагается закрепить, что в случае неоднократного непредставления юридическим лицом, включенным в реестр, а также общественным объединением, действующим без образования юридического лица, иным объединением лиц, включенными в реестр, в установленный срок предусмотренных законом сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации указанных лиц.

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 декабря 2022 года.

В целях внесения коррелирующих изменений в другие федеральные законы на рассмотрение Государственной Думы уже внесен проект федерального закона №140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопросы внесения изменений в действующее законодательство в части норм об ответственности за нарушение порядка деятельности иностранных агентов (ст.ст. 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, 19.34, 19.34.1 КоАП, ст. 330.1 УК РФ) и в части налогообложения будут решены в рамках отдельных законопроектов (в настоящее время еще не внесены на рассмотрение Государственной Думы).
Вывод: в случае принятия законопроекта основное регулирование деятельности всех 4 существующих на сегодняшний день видов иностранных агентов принципиально не изменится, добавится лишь ряд дополнительных ограничений и обязанностей. Наибольшие опасения по-прежнему вызывают воспроизводимые в законопроекте нормы о возможности включения в реестр не только самих иностранных агентов, но и лиц, аффилированных с ними, учитывая, что само понятие «аффилированности» крайне слабо урегулировано в законодательстве и допускает максимально широкое толкование, а также вводимое законопроектом чрезвычайно размытое понятие «иностранного влияния».
Внесен 25 апреля 2022 года депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, М.Г. Делягиным, А.К. Луговым, А.О. Ткачевым, Р.Б. Чемерис, М.В. Бутиной, Я.В. Лантратовой, С.Д. Леоновым, О.А. Матвейчевым, Е.В. Ревенко, Д.И. Савельевым, А.Л. Шхагошевым, О.М. Казаковой, А.М. Бабаковым; сенаторами А.А. Климовым, В.М. Джабаровым, Е.В. Афанасьевой.
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
В первоначальной редакции законопроекта она полностью воспроизводила норму, содержащуюся в ч. 8.1 ст. 2.1 Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Ст. 53.2 ГК РФ и ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
По всей видимости, подразумеваются объединения лиц в самом широком смысле, которые не обладают необходимыми признаками незарегистрированного общественного объединения – наличие устава, сформированные руководящие и контрольно-ревизионные органы – ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
По сравнению с определением поддержки, закрепленном в ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», в него добавлены «иное имущество» и «научно-техническая помощь».
В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» - Приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 №124 «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».

Таких как:
  • запрет распространения материалов (сообщений, информации) и обращений в государственные органы без их соответствующей маркировки;
  • невозможность включения в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг;
  • запрет на осуществление независимой антикоррупционной экспертизы НПА;
  • запрет на финансирование публичных мероприятий;
  • запрет пожертвований политическим партиям;
  • запрет для физических лиц занимать должности в органах публичной власти;
  • запрет на допуск к государственной тайне.
Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действует до 31.12.2024).
Проекты постановлений Правительства
О национально-культурных автономиях
17 июня 2022 года Федеральное агентство по делам национальностей разместило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О порядке ведения реестра национально-культурных автономий».
Проект постановления Правительства разрабатывается в целях реализации норм Федерального закона от 1 апреля 2022 года №89-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О национально-культурной автономии» (вступил в силу с 12 апреля 2022 года), в соответствии с которым, полномочия по формированию и ведению реестра национально-культурных автономий были переданы от Минюста России в Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). При этом сведения для нового реестра ФАДН будут передаваться Минюстом после завершения процедур регистрации НКА.

Единственным отличием, содержащимся в проекте реестра НКА, является то обстоятельство, что в реестр ФАДН в открытом доступе предлагается включать ФИО и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени НКА.
Вывод: формально никаких новых обязанностей не накладывается, а существовавший ранее порядок их регистрации и контроля деятельности не изменяется. Оценить положительный или отрицательный характер нового реестра можно будет после его появления.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →