Суть законопроекта состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента».). В настоящее время существует четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранного агента -
некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации
(в т.ч. российских юридических лиц и физических лиц), незарегистрированных
общественных объединений,
физических лиц.
В законопроекте все пять существующих различных понятий сводятся до единого термина «иностранный агент».
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее следующие виды деятельности:- политическая деятельность;
- целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
- распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.
Предполагается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня принятия Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов и прекращает со дня принятия решения об исключении лица из реестра. Порядок ведения реестра иностранных агентов будет определен приказом Минюста России.
Определения и перечень видов деятельности не изменяются и полностью соответствуют определениям, закрепленным в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», ч. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
В перечень видов деятельности, не относящихся к политической, добавлена деятельность в области защиты человеческой деятельности, семьи, традиционных семейных ценностей, а для благотворительной деятельности сделана оговорка, о том, что она не относится к политической деятельности, если она не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.
В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе была видоизменена
норма о включении в единый реестр иностранных агентов также лиц, аффилированных с ними. Реестр таких лиц теперь предлагается вести отдельно от единого реестра иностранных агентов, в порядке, определяемом приказом Минюста России. Понятие аффилированности при этом отдельно не раскрывается. В действующем законодательстве понятие аффилированности урегулировано недостаточно четко, а применение по аналогии имеющихся
определений в отношении НКО затруднительно из-за их привязки к предпринимательской деятельности.
В перечень лиц, которым может быть присвоен статус иностранного агента, добавлены российские и иностранные коммерческие юридические лица, а также
«иные объединения лиц».
В существующий перечень иностранных источников предлагается добавить «лиц, находящихся под влиянием
(иностранных) источников», для чего вводится понятие «иностранное влияние» - «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами». Также в перечень иностранных источников добавлены «иностранные структуры без образования юридического лица».
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в
иных формах.
В перечне оснований исключения из реестра предлагается объединить все существующие основания:а) прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией;
б) прекращение деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица;
в) смерть физического лица;
г) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этого агента из реестра, не получал денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществлял указанную в законе деятельность;
д) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в отношении лица, ранее исключавшегося из реестра, в случае, если это лицо в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении его из реестра, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников, организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах, и (или) не осуществляло указанную в законе деятельность;
е) решение Минюста по результатам внеплановой проверки в случае, если иностранный агент не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр, отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и возвратил их иностранному источнику, от которого они были получены, а также не получал от иностранных источников организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах.
Срок принятия Минюстом России решения об исключении из реестра будет составлять 60 календарных дней (что на 30 дней меньше, чем в настоящее время установлено для принятия решения об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Все обязанности, возлагаемые на иностранных агентов, предлагается объединить в одной статье:- иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении указанной в законе деятельности, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации;
- иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);
- материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом или направляемые в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;
- материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем юридического лица, включенного в реестр, или лицом, входящим в состав органа такого лица, при осуществлении указанной в законе деятельности, или направляемые указанными лицами в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации, должны сопровождаться соответствующим указанием;
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного агента – российского юридического лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом;
- иностранный агент обязан в установленные сроки представлять отчетность по формам, утверждаемым Минюстом России;
- иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом Минюстом России.
Формы указаний, которыми должны сопровождаться материалы, производимые и (или) распространяемые иностранными агентами, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения должны быть
установлены Правительством РФ.
Также в качестве обязанности законопроектом предлагается распространить на все виды иностранных агентов, не имеющих статуса юридического лица, обязанность учредить российское юридическое лицо в целях распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В настоящее время такая обязанность установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
Помимо существующих для иностранных агентов запретов и ограничений, законопроектом предлагается ввести новые:- запрет принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
- запрет осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних;
- запрет производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- запрет принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- запрет на получение государственной финансовой поддержки, в т.ч. при на осуществление творческой деятельности;
- запрет страхования денежных средств, размещенных иностранными агентами (за исключением физических лиц), или в их пользу;
- невозможность применять упрощенную систему налогообложения;
- невозможность применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- запрет инвестирования в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- запрет быть организатором публичных мероприятий;
- запрет осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- запрет участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Минюсту России дополнительно предоставляется право выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством РФ. По-видимому, это означает право Минюста России выносить предписания не только в рамках осуществления
государственного контроля.
Законопроектом предлагается закрепить, что в случае неоднократного непредставления юридическим лицом, включенным в реестр, а также общественным объединением, действующим без образования юридического лица, иным объединением лиц, включенными в реестр, в установленный срок предусмотренных законом сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации указанных лиц.
Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 декабря 2022 года.В целях внесения коррелирующих изменений в другие федеральные законы на рассмотрение Государственной Думы уже внесен
проект федерального закона №140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вопросы внесения изменений в действующее законодательство в части норм об ответственности за нарушение порядка деятельности иностранных агентов (ст.ст. 19.7.5-2, 19.7.5-3, 19.7.5-4, 19.34, 19.34.1 КоАП, ст. 330.1 УК РФ) и в части налогообложения будут решены в рамках отдельных законопроектов (в настоящее время еще не внесены на рассмотрение Государственной Думы).