Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Май, 2023
Проекты федеральных законов
Об иностранных агентах
26 апреля 2023 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, М.Г. Делягиным, А.К. Луговым, М.В. Бутиной, Я.В. Лантратовой, С.Д. Леоновым, О.А. Матвейчевым, Е.В. Ревенко, О.Н. Занко, А.О. Ткачевым, А.Л. Шхагошевым, Р.Б. Чемерис, А.А. Бичаевым, В.А. Шамановым, А.А. Ющенко внесен проект федерального закона №346727-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и статью 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроектом предлагается два важных нововведения.

1. Статья 1 255-ФЗ «Иностранные агенты» дополняется нормой о том, что:

1) органы публичной власти,

2) организации всех форм собственности, а также их должностные лица,

3) физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового
при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента. 18 ограничений, связанных со статусом иностранного агента перечислены в ст. 11 255-ФЗ. Действия (бездействие) указанных лиц не должны способствовать нарушению иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее – законодательство об иностранных агентах).

Таким образом, предполагается, что ответственность за соблюдение этих ограничений несет как сам иностранный агент, так и любые лица, которые в той или иной степени своими действиями или бездействием могут способствовать тому, что эти ограничения и запреты не соблюдаются. Например, руководитель НКО будет нести ответственность, если в просветительском мероприятии для детей будет принимать участие иностранный агент, понесет ответственность директор школы, который при приеме на работу (договоре оказания услуг) лица, не сверится с реестром иностранных агентов, а должностное лицо, которое допустило участие иностранного агента, например, в общественной экологической экспертизе тоже будет наказано.

2) Закон существенно расширяет категорию субъектов государственного контроля в части соблюдения законодательства об иностранных агентах. Так, переименовывается статья 10 ФЗ №255. Вместо «Государственного контроля за деятельностью иностранных агентов» статья будет называться «Государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах». Также эта статья дополняется нормой о том, что при поступлении информации о том, что лицо своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства об иностранных агентах Минюст, его территориальные управления и их должностные лица имеют право вынести такому лицу (должностному лицу) предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Это означает, что лицо, допустившее нарушение агентом установленных для него запретов, должно исправить ситуацию и вернуть свою деятельность в законное русло.

В развитие предложенных изменений теми же инициаторами 26 апреля 2023 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона №346781-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» - https://sozd.duma.gov.ru/bill/346781-8, который предполагает установление административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства об иностранных агентах.

Для этого в статью 19.5 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль) предлагается ввести новую часть 40:

«40. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.».
1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

3. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти.

4. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр.

5. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) иностранными агентами.

6. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума.

7. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и (или) получение денежных средств, а также передача и (или) получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия.

8. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами.

9. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях. Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами.

10. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних.

11. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

12. Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности.

13. Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами (за исключением физических лиц) или в их пользу.

14. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения (норма не работает, так как соответствующие поправки в НК РФ до сих пор не приняты).

15. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

16. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

17. Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

18. Иностранный агент не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Вывод: предлагаемые законопроектами изменения существенно повышают для НКО риски привлечения к административной ответственности, поскольку НКО будут вынуждены проверять своих работников и контрагентов по реестру иностранных агентов Минюста России, который в настоящее время обширный и крайне неудобен в использовании.
Об обжаловании отказа в регистрации НКО
27 апреля 2023 года Министерством юстиции РФ опубликован для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суть законопроекта заключается в изменении порядка обжалования решений Минюста России об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций.

В настоящее время в соответствии с п. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.

Законопроектом данную формулировку предлагается изменить: «отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в суд только после его обжалования в уполномоченный орган, если иное не установлено другими федеральными законами».

Предлагается ввести новую статью 23.2 «Порядок и сроки обжалования отказа ‎в государственной регистрации некоммерческой организации».

Жалоба на решение уполномоченного органа или его территориального органа подается в течение 30 дней со дня получения заявителем уведомления об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации через орган, принявший обжалуемое решение.

В течение 3 рабочих дней с момента поступления в орган, принявший решение, жалоба, а также необходимые для ее рассмотрения материалы направляются в уполномоченный орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству заявителя или его представителя, может быть восстановлен в порядке, установленном уполномоченным органом.

Жалоба подается в письменной форме и может быть ‎направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно ‎или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Жалоба может быть отозвана полностью или в части путем направления заявления в уполномоченный орган.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган ‎в течение 15 рабочих дней принимает одно из следующих решений:
а) об удовлетворении жалобы и отмене обжалуемого решения;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Срок исчисляется со дня поступления жалобы в орган, решение которого обжалуется.

Решение уполномоченного органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, а также направляется в орган, принявший обжалуемое решение, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

Предлагается установить аналогичный порядок обжалования решений Минюста России об отказе в признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.

ВАЖНО: порядка обжалования действий и решений Минюста по результатам государственного контроля за деятельностью НКО предлагаемые изменения не коснутся.

Коррелирующие поправки предлагается внести и в Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ ‎«Об общественных объединениях».

Вывод: изменение порядка обжалования решений Минюста России представляется положительной мерой, поскольку позволит лицам, несогласным с отказом в государственной регистрации ‎и заинтересованным в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получить дополнительный, менее затратный и более быстрый способ защиты своих прав, позволит сократить расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче в суд административного искового заявления, а также расходы на оплату услуг адвокатов и представителей. Вместе с тем, существуют обоснованные опасения, что практика такого порядка обжалования может сложиться по большей части не в пользу лиц, обжалующих решения Минюста России.
Законопроект связан со вступившим в силу с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (с последующими изменениями).

Напомним, что для НКО представляют интерес две нормы из ранее внесенных законодательных изменений:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, которые определены специальной комиссией.

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Рассматриваемым сейчас законопроектом предлагается ввести в статью 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе) новые части 15-17, предусматривающие административную ответственность за нарушения правил распространения рекламы в интернете.

Из проектируемых сейчас норм для НКО-рекламодателей представляют интерес новые части 15 и 16 ст. 14.3 (ч. 17 предусмотрена для операторов рекламных данных):

«15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».

Таким образом, предлагается установить существенные штрафы (от 200 000 до 500 000 рублей) за нарушения требований к передаче информации о рекламе в Роскомнадзор и сопровождению распространяемой рекламы специальным идентификатором.

Вывод: НКО, являющиеся рекламодателями, должны внимательно отнестись к соблюдению требований законодательства о рекламе и минимизировать риски привлечения к административной ответственности.
О сведениях в ЕГРЮЛ
24 мая 2023 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами О.Н. Занко, Н.А. Орловой, Е.П. Стенякиной внесен проект федерального закона №365381-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суть законопроекта состоит в том, чтобы уравнять сроки представления НКО и коммерческими организациями и ИП информации об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если не установлено иное, юридические лица обязаны в течение 7 рабочих дней сообщать в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу) об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В то же время, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязывают общественное объединение и иные некоммерческие организации информировать орган, принявший решение об их государственной регистрации (Минюст России и его территориальные органы), об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (за исключением сведений о полученных лицензиях), в течение 3 дней с момента таких изменений.

Законопроектом предлагается закрепить и для НКО 7-дневный срок представления в Минюст таких сведений.

Вывод: законопроект носит крайне положительный характер для НКО, поскольку сократит риски привлечения их к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, возникающие из-за сложности принятия соответствующих управленческих решений в некоторых НКО, отсутствием штатного юриста или бухгалтера, и позволит в более спокойном режиме исполнить требования законодательства в части информирования Минюста России об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (адрес, руководитель, ОКВЭД).
О спецоценке условий труда
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Часть изменений, предлагаемых законопроектом, носят чисто технический характер: слова «государственный надзор» заменяются на «государственный контроль (надзор)».

Важное изменение предлагается внести в ч. 2 ст. 15 Федерального закона №426-ФЗ. В настоящий момент комиссия работодателя обязана утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда в очном формате. В случае изменения указанной части закона, организации смогут получать и утверждать в том числе отчет, составленный в форме электронного документа. При этом комиссия может использовать для утверждения отчета либо усиленную квалифицированную электронную подпись, либо усиленную неквалифицированную электронную подпись, сертификат ключа которой создан и используется в инфраструктуре, используемой для представления государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством РФ.
Вывод: данное изменение в перспективе может положительно отразиться на работе некоммерческих организаций, так как позволит упростить и сократить объем бумажного документооборота, что очень важно, так как многие НКО, в основном, работают в дистанционном формате.
Об образовательной деятельности
30 мая 2023 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона №248122-8 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Любая образовательная организация и организация, осуществляющая обучение, на основании ФЗ «Об образовании в РФ» должна обеспечить посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", доступ к информации, определенной в статье 29 соответствующего закона, а именно:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

г.1) о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

з.1) о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых в соответствии с Федеральным законом не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки, научной специальности (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

т) о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности);

На сайте образовательной организации должны быть размещены копии:
  • устава образовательной организации;
  • свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
  • плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
  • локальных нормативных актов, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
  • отчета о результатах самообследования .
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей;
  • предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

Информация и документы, указанные выше, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

В настоящее время информация на сайте образовательной организации размещается с учетом требований Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 №831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».

В соответствии с законопроектом, требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления информации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

Вывод: законодатель хочет закрепить уже существующее положение дел, указав обязанность утверждать соответствующие требования федеральным органом исполнительной власти. Изменения могут представлять интерес для НКО, осуществляющих образовательную деятельность.
Проекты постановлений Правительства
Вышеуказанные Правила ранее были утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2023 №24 и конкретизируют процедуру рассмотрения Роскомнадзором уведомлений операторов персональных данных о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн (соответствующие изменения в Федеральный закон «О персональных данных» вступили в силу с 1 марта 2023 года – подробная информация об этих изменениях была приведена в аналогичном обзоре законодательства за февраль 2023 года).

В соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления, он подготовлен Минцифры по результатам анализа правоприменительной практики, выявившим отсутствие полномочий Роскомнадзора по оставлению без рассмотрения уведомления, если оператором подано новое уведомление, содержащее актуализированную информацию, и (или) представлены уточняющие сведения и (или) пояснения относительно сведений, перечень которых установлен частью 4 статьи 12 Федерального закона «О персональных данных», содержание которых не соответствует информации, указанной в уведомлении.
Вывод: принятие данного проекта постановления Правительства РФ не окажет существенного влияния на НКО, поскольку не изменяет существующего порядка направления в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных. Вместе с тем, вносимые уточнения позволят НКО, направившим такое уведомление в Роскомнадзор в течение 10 дней (таков срок рассмотрения уведомления), внести необходимые коррективы и пояснения и минимизировать риски запрета трансграничной передачи ПДн Роскомнадзором.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О передаче персональных данных в мессенджерах
5 мая 2023 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликовала новость о том, что ею начато формирование Перечня информационных систем и (или) программы для электронных вычислительных машин, указанных в ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
ВАЖНО: ч. 8 ст. 10 149-ФЗ предполагает запрет при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности, субъектами национальной платежной системы товаров, работ, услуг, имущественных прав использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети «Интернет» общедоступной информации в сети «Интернет», для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.

Первоначально в перечень вошли 9 мессенджеров:
  • Discord;
  • Snapchat;
  • Skype;
  • Microsoft Teams;
  • Threema;
  • Viber;
  • WhatsApp;
  • WeChat;
  • Telegram.
Вывод: таким образом, никаких ограничений для НКО создание данного перечня не устанавливает, это касается лишь государственных органов и подведомственных им организаций.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →