Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Май, 2022
Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
Статья 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая в предыдущей редакции называлась: «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», изложена в новой редакции: «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)».

Изменена формулировка о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя вместо недействительных (в предыдущей редакции), теперь признаются ничтожными.

Расширяется перечень лиц, которые обязаны возместить убытки потребителю, возникшие из-за включения в договор условий, ущемляющих его права: помимо продавца, исполнителя и изготовителя, норма распространяется и на импортеров, владельцев агрегаторов.

Устанавливается срок удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков – 10 дней.

Предлагается установить запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем. Эта новелла полностью коррелируется с одной из основополагающих норм Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 5), гласящей, что обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки и не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) обязан в письменной форме сообщить в течение 7 дней по требованию потребителя о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. Если потребитель предъявил такое требование в устной форме, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.
С данным Федеральным законом тесно связан Федеральный закон от 28.05.2022 №145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу с 1 сентября 2022 года).

В соответствии с ним статья 14.8 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение иных прав потребителей, дополнена новой частью 7, закрепляющей, что:

«7. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Вывод: принятые законодательные изменения расцениваются как положительные, поскольку направлены на защиту прав потребителей в случаях принуждения их к заключению договоров, содержащих условия, ущемляющие их права, в т.ч. устанавливают запрет требования от потребителя передачи его персональных данных, не обусловленных предметом договора и административную ответственность за нарушение этого запрета. Для НКО же будет необходимо пересмотреть свои формы договоров и исключить из них положения, которые могут быть истолкованы как ущемляющие права потребителя.
К ним относятся условия, которые:

1) предоставляют продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (о предмете, цене, сроке и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, когда законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
3) устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
4) исключают или ограничивают ответственность продавца (исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также создают для потребителя иные обременения, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя;
7) ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) содержат основания досрочного расторжения продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) договора, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) уменьшают размер законной неустойки;
10) ограничивают право выбора вида требований, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона могут быть предъявлены продавцу, исполнителю, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру при продаже товара (оказании услуг, выполнении работ) ненадлежащего качества;
11) устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) перекладывают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принятые ведомственные приказы
Внесены изменения в Приказ Минюста России от 24.09.2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменяется порядок применения отдельных норм законодательства о некоммерческих организациях к СМИ, включенным в реестр выполняющих функции иностранного агента (далее – СМИ-ИА), установленный в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Приказом установлено, что СМИ-ИА отчитываются в Минюст по формам ОИА001, ОИА002, ОИА003, утвержденным приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года №184 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», применяющимся с 1 марта 2022 года. Формы ОАИ004 – ОИА007 СМИ-ИА не заполняются и не представляются в Минюст. Приказ содержит также перечень отдельных пунктов форм отчетности, которые не требуется заполнять.

Иностранные юридические лица, российские юридические лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:

- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,
- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом,
- сообщение о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), по форме № ОИА003 ежегодно в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом аудит должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Физические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, включенные в реестр СМИ-ИА, представляют в Минюст России:
- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием,
- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом.

Сообщение о предоставлении аудиторского заключения (форма ОИА003):
- физическими лицами, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, аудит не проводится,
- иностранными структурами без образования юридического лица, включенными в реестр СМИ-ИА, не заполняется, из чего можно сделать вывод, что аудит не проводится.

СМИ-ИА должны маркировать не только производимые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но и материалы, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, указанием на то, что эти материалы произведены, распространены и (или) направлены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Информация, касающаяся деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться указанием на то, что такая информация касается деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.
Вывод: СМИ-ИА отчитываются в Минюст России по формам, утвержденным для НКО-ИА, и, с одной стороны, внесенные изменения носят технический характер и связаны с утверждением Минюстом новых форм отчетности НКО-ИА, но с другой стороны важно отметить, что не планируется запрашивать у СМИ-ИА отчеты по еще четырем формам, которые появились для НКО-ИА осенью 2021 года. В то же время, установлена дополнительная обязанность специфической маркировки не только издаваемых/распространяемых материалов СМИ-ИА, но и любой другой информации, касающейся их деятельности, а также материалов, направляемых в государственные органы, образовательные и иные организации.
Проекты федеральных законов
Об общественных объединениях
В настоящее время по аналогии закона общественные движения в части системы органов управления руководствуются нормами об общественных организациях. Законопроектом устраняется пробел в регулировании и предлагается включить отдельную норму в статью об общественных движениях (по аналогии с общественными организациями) о создании в общественном движении единоличного исполнительного органа (председатель / президент / директор и т.д.), а в предусмотренных законом или уставом случаях - коллегиального исполнительного органа (правление / дирекция и т.д.). С практической точки зрения, для общественных движений ничего не поменяется (система органов управления остается прежней).

Новеллой законопроекта является предоставление возможности предусмотреть в уставе общественного движения передачу некоторых вопросов исключительной компетенции высшего органа (общего собрания / конференции / съезда) постоянно действующему руководящему органу движения (совет / президиум и т.д.). Прежде это было невозможно, что усложняло жизнь общественным движениям, поскольку для решения нужно было собирать высший орган. К таким вопросам отнесены: утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности движения, создание или участие в других юридических лицах, создание филиалов и открытие представительств, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора, наделение и досрочное прекращение полномочий руководителя (председателя / президента / директора и т.д.).
Вывод: законопроект носит позитивный характер, поскольку вносит недостающую ясность в правовое регулирование системы органов управления общественных движений и упрощает порядок принятия ими решений.
Об административных штрафах
Законопроектом предлагается установить, что такой вид административного наказания как предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, в обязательном порядке будет применяться ко всем субъектам административных правонарушений, если они выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законопроектом также предлагается закрепить, что в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба (устранения причиненного вреда) административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу.

Также законопроектом предлагается установить, что не допускается рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, должностным лицом, проводившим указанное контрольное (надзорное) мероприятие, проверку и возбудившим дело о таком административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом, проверки (за исключением случаев применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, изъятия вещей и документов либо ареста товаров, транспортных средств и иных вещей).
Вывод: предлагаемые законопроектом изменения носят позитивный характер, поскольку снижаю бремя административных штрафов в случае совершения НКО административных правонарушений.
Ранее Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" было установлено, что замена штрафа предупреждением возможна только для некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательные акты, направленные на реализацию статей 67.1, 68, 69, 114 Конституции РФ.

Законопроектом предлагается уточнить понятия «культурная деятельность» и «культурные блага», а также закрепить определения новых понятий «организация культуры» и «организация, осуществляющая деятельность в области культуры»:

«Культурная деятельность – деятельность по созданию, выявлению, распространению, сохранению, освоению (изучению) и популяризации культурных ценностей, а также созданию и предоставлению культурных благ.

Культурные блага – условия и предоставляемые услуги (проводимые работы) организациями культуры и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан и общества в целом.»

Организация культуры - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, основным видом деятельности которого в соответствии с учредительными документами является создание, выявление, распространение, сохранение, освоение (изучение) и популяризация культурных ценностей.

Организация, осуществляющая деятельность в области культуры – юридическое лицо любой организационно-правовой формы, осуществляющее культурную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, либо осуществляющее деятельность, связанную с культурной деятельностью

Законопроектом также предлагается конкретизировать особенности управления организацией культуры и ввести с закон новую статью 46.1, регулирующую особенности исполнения государственного (муниципального) задания учреждениями культуры.

В Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предлагается внести отсылочную норму о том, что особенности правового положения государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, могут определяться федеральными законами.
Вывод: вносимые изменения уточняют понятийный аппарат закона и закрепляют возможность предоставления дополнительных льгот организациям культуры.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:

1. закрепить экстерриториальность действия Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», т.е. установить, что его положения применяются к обработке персональных данных граждан Российской Федерации, осуществляемой на основании соглашений между российскими и (или) иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами, а также к совершаемым иностранными органами власти, юридическими или физическими лицами действиям с персональными данными граждан Российской Федерации, если такие соглашения или действия затрагивают права и свободы субъекта персональных данных;

2. закрепить отличное от понятия «оператор персональных данных» определение «лица, осуществляющего обработку персональных данных» – это «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора персональных данных с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, но не определяющее цели обработки указанных персональных данных, состав персональных данных, действия, совершаемые с персональными данными»;

3. дополнить перечень действий с персональными данными, входящих в понятие «обработка», осуществлением логических и (или) арифметических операций с такими данными;

4. конкретизировать перечень лиц и организаций, передача персональных данных которым будет расцениваться в качестве трансграничной передачи персональных данных;

5. закрепить, что согласие на обработку персональных данных должно быть не только конкретным, информированным и сознательным, но также и «предметным и однозначным» (в законопроекте содержание этих понятий не раскрывается);

6. установить запрет на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних до 18 лет, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;

7. закрепить, что оператор не вправе отказывать в предоставлении услуг в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и(или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным. Предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом;

8. ввести обязанность оператора уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных (и требования к содержанию такого уведомления). По результатам рассмотрения уведомления Роскомнадзор сможет устанавливать запрет или ограничение трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Такое решение может быть принято Роскомнадзором в течение 30 дней с момента подачи уведомления, трансграничная передача ПДн в течение этого срока не ограничивается, если речь идет о государствах, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, в других случаях трансграничная передача ПДн в течение этого срока не допускается;

9. закрепить обязанность Роскомнадзора установить требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения закона (тем самым устраняется правовая неопределенность: обязанность оператора проводить оценку закреплена, но утвержденных требований и методик не существует);

10. сократить сроки предоставления информации оператором ПДн по запросу субъекта ПДн или Роскомнадзора с 30 дней до 10 рабочих дней;

11. ввести обязанность оператора ПДн уведомить Роскомнадзор в течение 24 часов с момента установления факта неправомерного или случайного доступа, предоставления, распространения, передачи персональных данных, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, с указанием сведений о причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, о предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о лицах, допустивших указанный доступ, а также о принятых мерах по устранению соответствующих последствий;

12. закрепить обязанность Роскомнадзора установить требования к подтверждению уничтожения ПДн;

13. существенно сократить перечень исключений, позволяющих оператору ПДн не подавать в Роскомнадзор уведомление об обработке ПДн (ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных». Фактически исключаются все наиболее часто использовавшиеся основания: обработка ПДн в рамках договорных отношений с субъектом ПДн или обработка общественным объединением ПДн своих членов (участников) при условии нераспространения ПДн без их согласия.
Вывод: законопроект содержит как положительные предложения в части уточнения понятийного аппарата, обязанности Роскомнадзора по утверждению требований к оценке возможного вреда правам субъектов ПДн и к подтверждению уничтожения ПДн, так и резко отрицательные новеллы об исключении оснований для неподачи оператором уведомления об обработке ПДн и введении дополнительных обязанностей для операторов.
О деятельности российских СМИ
за рубежом
Законопроектом предлагается дополнить перечень информации, распространяемой с нарушением закона, доступ к которой может быть ограничен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). К такой информации предлагается отнести «недостоверную информацию, содержащую данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащую данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, или информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленную на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, информацию, содержащую призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций».

Порядок ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам предлагается дополнить правом такого же ограничения доступа и к копиям заблокированного информационного ресурса (ресурсам, сходным с ним до степени смешения).

Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» предлагается дополнить новой статьей 3.4, устанавливающей, что в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского средства массовой информации в качестве ответной меры на основании решения Генерального прокурора или его заместителей на территории Российской Федерации может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного средства массовой информации, зарегистрированного на территории такого иностранного государства и распространяющего свою продукцию на территории Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по лицензионному договору или через российское юридическое лицо.

Запрет деятельности иностранного СМИ влечет за собой:

1) запрет на распространение любых информационных материалов иностранного средства массовой информации, в том числе через другие средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;

2) прекращение на территории Российской Федерации аккредитации корреспондентов иностранного средства массовой информации;

3) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений (представительств) и прекращение деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации структурных подразделений (представительств);

4) отказ кредитных и некредитных финансовых организаций в проведении операций с денежными средствам и (или) иным имуществом;

5) запрет на учреждение иностранным средством массовой информации на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.

Коррелирующие изменения, связанные с признанием регистрации СМИ недействительной, прекращением действия лицензии на вещание, лишением аккредитации журналистов, вносятся и в Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».
Вывод: законопроект направлен на законодательное закрепление ответных мер, которые могут быть предприняты в случае запрета деятельности российских СМИ за рубежом.
Данный документ направлен на принятие мер, способствующих поддержке НКО – собственников целевого капитала (ЦК).

В частности, законопроектом предлагается принятие следующих мер:

1. Приостановление нормы, обязывающей НКО – собственников ЦК расформировывать целевой капитал в случаях снижения стоимости чистых активов ЦК за три отчетных года более чем на 30 процентов (либо по результатам одного отчетного года более чем на 50 процентов) (п. 5) и 6) ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

2. Увеличение предельного размера процентов от суммы пожертвования и дохода от целевого капитала, которые могут быть использованы специализированным фондом управления целевым капиталом на административно-управленческие расходы с 5 до 10 процентов, с 10 до 25 процентов, с 15 до 30 процентов соответственно (ч. 3 ст. 3 и ч. 8.1. ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

3. Возможность НКО не использовать по назначению доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а полностью реинвестировать его в «тело» ЦК (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ).

Предложенные законопроектом меры носят временный характер – предполагается их действие до 1 января 2026 года.
Вывод: в случае принятия, данные изменения позитивно скажутся на деятельности НКО – собственников ЦК в условиях нестабильности. Во-первых, они позволят покрывать увеличивающиеся административно-управленческие расходы, которые может понести специализированный фонд. Во-вторых, они препятствуют принудительному расформированию ЦК, что способствует их сохранению и направлено на соблюдение интересов их благополучателей. В-третьих, способствуют приращению «тела» целевого капитала, что важно в условиях высокой волатильности и нестабильности в экономике.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →