Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Апрель, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
Законом дополнен пункт 12 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новыми абзацами 2 и 3 следующего содержания:

«Информационная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления путем оказания услуг по предоставлению вычислительных мощностей для функционирования информационной системы социально ориентированной некоммерческой организации и (или) содействия в оказании таких услуг. В целях обеспечения доступа пользователей к информации, размещаемой на официальном сайте социально ориентированной некоммерческой организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, может оказываться информационная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям в форме содействия в создании официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) обеспечении их функционирования путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Информационная поддержка, указанная в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Порядок осуществления информационной поддержки, указанной в абзаце втором настоящего пункта, определяется Правительством Российской Федерации.».

Таким образом, в порядке, который должен быть определен постановлением Правительства РФ, Роскомнадзор наделен полномочиями по содействию СОНКО (включенным в соответствующий реестр Минэкономразвития России) в техническом создании своих официальных сайтов через ЕСИА (портал госуслуг).

Вывод: предлагаемые изменения представляются положительными, поскольку помогут СОНКО, не обладающими достаточными средствами и ресурсами для разработки собственного сайта, создать его для осуществления своей уставной деятельности. В то же время, реализация данной инициативы во-многом будет зависеть от содержания подзаконных актов, принятых в ее развитие.
Принятые ведомственные приказы
Приказ издан в связи со вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и принятыми в соответствии с ним новыми ведомственными приказами Минюста России, вступившими в силу с 1 декабря 2022 года.
Вывод: Приказ Минюста России носит технический характер и отменяет утратившие силу старые ведомственные приказы, регулирующие деятельность иностранных агентов.
Приказом внесены изменения в формы отчетов ОН0001 (о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0002 (о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0003 (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников). Изменения коснулись наименований иностранных источников в связи со с вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Формы ОН0001 и ОН0002 отныне включают следующий перечень иностранных источников:

1) целевые поступления от иностранных государств;

2) целевые поступления от органов публичной власти иностранных государств;

3) целевые поступления от международных и иностранных организаций;

4) целевые поступления от иностранных граждан;

5) целевые поступления от лиц без гражданства;

6) целевые поступления от иностранных структур без образования юридического лица;

7) целевые поступления от лиц, уполномоченных источниками, указанными в пунктах 1) – 6).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии));
  • уполномочивающее лицо (название государства/органа публичной власти/международной (иностранной) организации/ иностранной структуры без образования юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина/лица без гражданства).
8) целевые поступления от лиц, уполномоченных гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, получающими денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 7), либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных общества с государственным участием и их дочерних обществ).

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • уполномочивающее лицо/лицо, действующее в качестве посредника (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Российской Федерации/наименование Российского юридического лица),
  • источник получения денежных средств (или) иного имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 8).
9) целевые поступления от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;
10) целевые поступления от лиц, находящихся под влиянием источников, указанных в пунктах 1) – 9)

В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • лицо, находящееся под иностранным влиянием (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • иностранный источник.

В форме ОН0003 не планируется приводить перечень источников, признаваемых иностранными, в отдельных подпунктах формы, общественным объединениям необходимо будет самостоятельно указывать релевантные источники в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Вывод: изменения, внесенные в формы отчетности НКО носят технический характер и направлены на приведение их в соответствие с изменениями законодательства в части перечня иностранных источников.
В соответствии с Приказом, мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», проводится Роскомнадзором в целях выявления информации и (или) сайтов в сети «Интернет», и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», и (или) информационных систем, и (или) программ для электронных вычислительных машин, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В-частности, мониторингу подлежат сайты и страницы сайтов в сети Интернет иностранных агентов.

Следует отметить, что формально приказ не обязывает радиочастотную службу Роскомнадзора (а именно она наделяется полномочиями по мониторингу) устанавливать факт принадлежности того или иного сайта (страницы) конкретному юридическому или физическому лицу, поэтому, вероятно, определение сайтов (страниц), подлежащих мониторингу, будет осуществляться на основе информации, опубликованной на них.
Вывод: Приказ Роскомнадзора затрагивает интересы иностранных агентов (как юридических, так и физических лиц) в части распространения ими информации на сайтах или страницах в социальных сетях.
На стадии проекта – https://regulation.gov.ru/projects#npa=135113
Приказом внесены изменения и дополнения в форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), которые используются Роскомнадзором при осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных:

  • строка 5 изложена в новой редакции, учитывающей закрепленные в ФЗ «О персональных данных» требования к содержанию поручения (договора) оператором ПДн обработки персональных данных третьему лицу (перечень ПДн, перечень действий с ПДн, цели обработки, соблюдение конфиденциальности ПДн, подотчетность третьего лица оператору ПДн, обеспечение безопасности ПДн);

  • в строке 19 учтен введенный запрет на отказ оператора ПДн обслуживать субъекта ПДн, не предоставившего свои биометрические ПДн, когда это не обусловлено требованиями закона;

  • в строке 20 уточнена необходимость направления в Роскомнадзор уведомления об обработке ПДн в связи с прекращением действия ранее содержавшихся в законе исключений, позволявших такое уведомление не подавать;

  • введены новые строки 20(1) – 20(5) о направлении в Роскомнадзор уведомления о трансграничной передаче ПДн, о получении от иностранных контрагентов сведений, необходимых для трансграничной передачи ПДн, о соблюдении оператором ПДн сроков представления информации по запросу Роскомнадзора, о неосуществлении оператором ПДн трансграничной передачи ПДн в определенные страны до момента рассмотрения Роскомнадзором уведомления о намерении осуществлять такую передачу, об обеспечении оператором ПДн уничтожения ПДн иностранным контрагентом в случае запрещения Роскомнадзором трансграничной передачи ПДн;

  • в строках 34 и 35 скорректирован срок ответа оператора ПДн на обращение субъекта ПДн об ознакомлении с его ПДн и направления мотивированного ответа (10 рабочих дней вместо 30 дней в старой редакции закона);

  • введена новая строка 40(1) о проверке соблюдения оператором ПДн порядка уведомления Роскомнадзора об инцидентах с ПДн;

  • введена новая строка 42(1) о соблюдении оператором ПДн срока (10 рабочих дней) прекращения обработки ПДн по обращению субъекта ПДн;

  • введена новая строка 43(1) о соблюдении оператором ПДн требований к актам уничтожения ПДн, установленных Роскомнадзором;

  • строка 46 скорректирована с учетом закрепленной в законе обязанности оператора ПДн информировать Роскомнадзор о прекращении обработки ПДн.
Вывод: Приказ направлен на техническую реализацию законодательных изменений, ранее внесенных в Федеральный закон «О персональных данных», расширяющих перечень обязательных требований в сфере обработки персональных данных, подлежащих контролю со стороны Роскомнадзора.
О распространении информации в Интернете
17 апреля 2023 года опубликован Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 27.02.2023 №25 «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вступает в силу с 1 сентября 2023 года).
Приказом утверждены критерии, при наличии которых сайты вносятся Роскомнадзором в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (https://eais.rkn.gov.ru/):

1. материалы и (или) информация с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2. информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений, информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия, информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

3. информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола;

4. информация, распространяемая посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или судом.
Вывод: НКО необходимо учитывать Приказ Роскомнадзора при распространении информации на своих сайтах и страницах в соцсетях в целях минимизации рисков их блокировки.
На сайте Роскомнадзора он также указан как «Единый реестр запрещенной информации».
МВД России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Росздравнадзор, ФНС, Росалкогольрегулирование, Росмолодёжь, ФСБ России, Росгвардия, Россельхознадзор, МЧС России, Минобороны России, ФСИН, СВР, ФСО, ФТС – в пределах компетенции.
Приказ принят в целях реализации законодательных изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 265-10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 13 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Законом закреплена обязанность Минюста России создать и определить порядок ведения банка данных экстремистских материалов, в который будут вноситься поступившие из суда копия решения о признании информационных материалов экстремистскими, заключения экспертов (при наличии) и сами экстремистские материалы. Банк данных экстремистских материалов будет вестись параллельно с ведущемся с 2004 года общедоступным Федеральным списком экстремистских материалов, содержащим краткое описание материалов, признанных экстремистскими. Новый банк данных будет включать в себя сами материалы, признанные экстремистскими, но доступ к нему будут иметь исключительно должностные лица органов, участвующих в противодействии экстремистской деятельности, в соответствии с их компетенцией.
Вывод: создание банка данных экстремистских материалов никак не скажется на деятельности НКО, поскольку доступ к нему ограничен, но для НКО важно понимать отличие создаваемого банка данных экстремистских материалов от общедоступного Федерального списка экстремистских материалов, к которому НКО рекомендуется прибегать в случае сомнений в законности распространения той или иной информации и материалов в целях исключения рисков привлечения к ответственности за осуществление экстремистской деятельности.
Минюст, МВД, Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ, Роскомнадзор, Росфинмониторинг, ФТС, Росгвардия, Верховный суд.
Проекты федеральных законов
В настоящее время в п. 1 ст. 7 закона (129-ФЗ) закреплено, что по общему правилу предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП является платным. Проект закона предполагает упрощение процедуры получения копий уставов юридических лиц в форме электронного документа. В случае принятия законопроекта предоставление такой копии будет происходить на бесплатной основе. Любое заинтересованное лицо сможет запросить электронную копию устава конкретного юридического лица.
Вывод: внесение изменений позволит сократить бумажный документооборот и снизить затраты запрашивающих устав лиц. Также необходимо учесть, что общедоступность уставов, с одной стороны, будет способствовать информационной открытости НКО, с другой – потребует более внимательно относиться к вопросу актуализации уставов в соответствии с изменяющимся законодательством.
Проекты ведомственных приказов
О новых формах отчетности по страховым взносам

28 марта 2023 года Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России, СФР) опубликовал для общественного обсуждения (срок обсуждения – до 11 апреля 2023 года) два проекта ведомственных приказов:

– Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и при проведении проверок полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

– Об утверждении форм документов, применяемых при проведении проверок полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение.
Проекты приказов предусматривают утверждение форм документов для проверок сведений и документов страхователя по пособиям и по финансированию мер по предупреждению травматизма, а также для проверок уплаты взносов на травматизм.

Среди прочего разрабатываются формы:
  • решений о выездной проверке, ее приостановке и возобновлении;
  • актов камеральной и выездной проверок;
  • решений и требований о возмещении излишних расходов;
  • решений об отказе в назначении и выплате пособий;
  • решений о привлечении к ответственности.
Вывод: в связи с тем, что ПФР и ФСС были объединены в Социальный фонд России и были приняты новые формы отчетности по страховым взносам всех видов, то очевидна была необходимость внесения изменений и в документы о контроле за сведениями, подаваемыми страхователями.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
О статусе руководителя НКО
В письме от 2 марта 2023 года №БС-4-11/2477 ФНС подтвердила позицию Минтруда России и перечислила те же варианты оформления отношений, которые ранее Минтруд изложил в своем Письме от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886.
А именно:
  • заключение трудового договора;
  • заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
  • назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

Особое внимание ФНС обратила на то, что руководитель НКО не признается застрахованным лицом в двух случаях:

1. не заключен трудовой договор, отсутствуют признаки трудовых отношений и заработная плата;

2. не заключен договор гражданско-правового характера, нет признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору и вознаграждение по данному договору.

Как следствие, у руководителя НКО, осуществляющего свои функции на общественных началах, отсутствует статус застрахованного лица. На этом основании ФНС сделала вывод, что в таких случаях НКО не обязана представлять в ФНС персонифицированные сведения о физических лицах на таких руководителей.

Однако, Письмом от 24 марта 2023 года №03-15-07/26016 «О предоставлении персонифицированных сведений о физических лицах» Минфин России отменил вышеуказанное письмо ФНС и разъяснил, что согласно нормам трудового законодательства деятельность руководителей (председателей) НКО относится к трудовой, поскольку на них возложено выполнение определенных трудовых функций, а трудовые отношения с ними возникают в результате избрания их на должность (ст. 16, 17 Трудового кодекса). В связи с этим руководители (председатели) НКО будут являться застрахованными лицами по ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по ОМС, а сами НКО – страхователями по ОСС и плательщиками страховых взносов, поскольку объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса).

По общему правилу страхователи представляют сведения о физлицах, включающие их персональные данные и суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (ст. 8, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ). Минфин России указал, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению персонифицированных сведений в случае отсутствия выплат физлицам в рамках трудовых отношений.

В случае отсутствия у НКО выплат в пользу физических лиц, такие организации обязаны представить в установленный срок в налоговые органы персонифицированные сведения о физлицах с прочерками (не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ).

При этом, письмо Минтруда России от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886 не отменено и сведений о его готовящейся отмене в настоящее время нет.

Однозначно ответить на вопрос, кто в этом случае прав, не представляется возможным. Если задавать вопрос о том, чья позиция является более обоснованной с юридической точки зрения, то необходимо констатировать, что это позиция Минфина России. В ст. 7 ФЗ «О пенсионном страховании» закреплено определение застрахованных лиц: ими являются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками / учредителями / членами этих организаций.

Почему важен статус застрахованного лица? При назначении пенсии по потере кормильца, социальной пенсии по старости, социальных доплат к пенсии, выплат лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами, право на эти выплаты привязывается в том числе к статусу застрахованного лица. У человека не должно быть этого статуса. Он не должен подлежать обязательному страхованию в рамках закона «О пенсионном страховании». Если же подавать персонифицированные сведения о физлицах, на их основании в том числе будут рассчитывать, назначать или лишать всех этих социальных выплат. В связи с этим представляется важным то, каким образом Социальный фонд будет трактовать те сведения, которые получит от ФНС.

В персонифицированных сведениях, помимо персональных данных физлица, есть еще строка 70 — «сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица». Если Социальный фонд будет рассчитывать и принимать во внимание факт, что в отношении руководителя НКО в строке 70 будут стоять нули, тогда, наверное, всё в порядке. Если же автоматические системы будут принимать во внимание только тот факт, что человек был включен в отчет (а не включить его нельзя), тогда все становится сложнее.

Интереса к ситуации добавляет следующее. Письмо Минтруда России было подготовлено и направлено в связи с запросом Аппарата Правительства РФ. В частности, оно содержит ссылку на то, что Минтруд России просит довести информацию, содержащуюся в этом Письме, до региональных отделений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (письмо было подготовлено до объединения ПФР и ФСС) и до подведомственной сети учреждений соцзащиты субъектов РФ.

Строго говоря, деятельность Социального фонда России курирует Министерство труда и социальной защиты РФ в соответствии с Федеральным законом «О Социальном фонде России». При этом письмо Минфина России обязательно (и это содержится в самом тексте Письма) для исполнения Федеральной налоговой службой. А Минфин России требует привести позицию ФНС в соответствие с данными им разъяснениями.

Основной вывод, который можно сделать: данные о руководителе НКО нужно включать в персонифицированные сведения о физлицах. Разъяснение в этом плане однозначно. Если этого не сделать, то ФНС будет привлекать к ответственности.

В настоящее время неизвестно, каким образом будет расценивать эту ситуацию Социальный фонд России и подведомственные ему учреждения.

Из открытых источников известно, что Общественная Палата РФ тоже заинтересовалась этим вопросом и отправила запрос в госорганы с просьбой прояснить ситуацию. До тех пор, пока не будет разъяснений, необходимо констатировать, что наиболее безопасно — оформление трудовых отношений с руководителем НКО.

Дополнительно в Письме от 28.03.2023 №БС-4-11/3700@ ФНС разъяснила порядок представления персонифицированных сведений о физических лицах.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →