А именно:
- заключение трудового договора;
- заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
- назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.
Особое внимание ФНС обратила на то, что руководитель НКО не признается застрахованным лицом в двух случаях:1. не заключен трудовой договор, отсутствуют признаки трудовых отношений и заработная плата;
2. не заключен договор гражданско-правового характера, нет признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору и вознаграждение по данному договору.
Как следствие, у руководителя НКО, осуществляющего свои функции на общественных началах, отсутствует статус застрахованного лица. На этом основании ФНС сделала вывод, что в таких случаях НКО не обязана представлять в ФНС персонифицированные
сведения о физических лицах на таких руководителей.
Однако,
Письмом от 24 марта 2023 года №03-15-07/26016 «О предоставлении персонифицированных сведений о физических лицах» Минфин России отменил вышеуказанное письмо ФНС и разъяснил, что согласно нормам трудового законодательства деятельность руководителей (председателей) НКО относится к трудовой, поскольку на них возложено выполнение определенных трудовых функций, а трудовые отношения с ними возникают в результате избрания их на должность (ст. 16, 17 Трудового кодекса). В связи с этим руководители (председатели) НКО будут являться застрахованными лицами по ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по ОМС, а сами НКО – страхователями по ОСС и плательщиками страховых взносов, поскольку объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса).
По общему правилу страхователи представляют сведения о физлицах, включающие их персональные данные и суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (ст. 8, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ). Минфин России указал, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению персонифицированных сведений в случае отсутствия выплат физлицам в рамках трудовых отношений.
В случае отсутствия у НКО выплат в пользу физических лиц, такие организации обязаны представить в установленный срок в налоговые органы персонифицированные сведения о физлицах с прочерками (не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ).
При этом, письмо Минтруда России от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886 не отменено и сведений о его готовящейся отмене в настоящее время нет.
Однозначно ответить на вопрос, кто в этом случае прав, не представляется возможным. Если задавать вопрос о том, чья позиция является более обоснованной с юридической точки зрения, то необходимо констатировать, что это позиция Минфина России. В ст. 7 ФЗ «О пенсионном страховании» закреплено определение застрахованных лиц: ими являются работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками / учредителями / членами этих организаций.
Почему важен статус застрахованного лица? При назначении пенсии по потере кормильца, социальной пенсии по старости, социальных доплат к пенсии, выплат лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами, право на эти выплаты привязывается в том числе к статусу застрахованного лица. У человека не должно быть этого статуса. Он не должен подлежать обязательному страхованию в рамках закона «О пенсионном страховании». Если же подавать персонифицированные сведения о физлицах, на их основании в том числе будут рассчитывать, назначать или лишать всех этих социальных выплат. В связи с этим представляется важным то, каким образом Социальный фонд будет трактовать те сведения, которые получит от ФНС.
В персонифицированных сведениях, помимо персональных данных физлица, есть еще строка 70 — «сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица». Если Социальный фонд будет рассчитывать и принимать во внимание факт, что в отношении руководителя НКО в строке 70 будут стоять нули, тогда, наверное, всё в порядке. Если же автоматические системы будут принимать во внимание только тот факт, что человек был включен в отчет (а не включить его нельзя), тогда все становится сложнее.
Интереса к ситуации добавляет следующее. Письмо Минтруда России было подготовлено и направлено в связи с запросом Аппарата Правительства РФ. В частности, оно содержит ссылку на то, что Минтруд России просит довести информацию, содержащуюся в этом Письме, до региональных отделений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (
письмо было подготовлено до объединения ПФР и ФСС) и до подведомственной сети учреждений соцзащиты субъектов РФ.
Строго говоря, деятельность Социального фонда России курирует Министерство труда и социальной защиты РФ в соответствии с Федеральным законом «О Социальном фонде России». При этом письмо Минфина России обязательно (и это содержится в самом тексте Письма) для исполнения Федеральной налоговой службой. А Минфин России требует привести позицию ФНС в соответствие с данными им разъяснениями.
Основной вывод, который можно сделать: данные о руководителе НКО нужно включать в персонифицированные сведения о физлицах. Разъяснение в этом плане однозначно. Если этого не сделать, то ФНС будет привлекать к ответственности.
В настоящее время неизвестно, каким образом будет расценивать эту ситуацию Социальный фонд России и подведомственные ему учреждения.
Из открытых источников известно, что Общественная Палата РФ тоже заинтересовалась этим вопросом и отправила запрос в госорганы с просьбой прояснить ситуацию. До тех пор, пока не будет разъяснений, необходимо констатировать, что наиболее безопасно — оформление трудовых отношений с руководителем НКО.
Дополнительно в
Письме от 28.03.2023 №БС-4-11/3700@ ФНС разъяснила порядок представления персонифицированных сведений о физических лицах.