Данный проект является второй попыткой урегулировать правила осуществления просветительской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 122 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработка первого
проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» была прекращена в связи с поступлением большого количества негативных отзывов за период его общественного обсуждения.
В соответствии с законом, просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.
Просветительскую деятельность могут осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований законодательства. Несмотря на то, что субъектами закона об образовании являются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также обучающие и обучающиеся лица и их законные представители, предполагается, что обсуждаемые правила будут применяться не только к субъектам закона.
В проекте указано, что «содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации». Данный пункт формально определяет многообразие позитивных целей просвещения.
Определены и
формы осуществления просветительской деятельности:
- лекции,
- презентации,
- семинары,
- мастер-классы,
- круглые столы,
- дискуссии и
- иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.
Для
отдельных лиц есть дополнительные требования:
1. сообщения и материалы организатора просветительской деятельности
, внесенного в реестры выполняющих функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, сопровождаются указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента. Текст указания будет определен Минпросвещения.
2. организатор просветительской деятельности,
осуществляющий просветительскую деятельность: а)
в отношении несовершеннолетнихб)
с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения путем подготовки и представления программы просветительской деятельности в срок не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.
Форма и порядок направления такого уведомления будут определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В программе просветительской деятельности должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представленные документы могу быть направлены на экспертизу, в случае обнаружения несоответствия требований или нарушения законодательства не позднее чем за 5 дней до начала программы Минпросвещения возвращает документы и требует доработки или обращается в суд в связи нарушением уголовного или административного законодательства.
Правила осуществления просветительской деятельности
не распространяются на:
- культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
- просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.
Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросом без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.
Вывод: В целом воздействия на НКО не будет, но важно, каким образом будут проходить процедуры согласования программ тех организаций, кто работает с детьми и за государственные средства.