Запрещенные соцсети: как понимать решение суда?
5 АПРЕЛЯ 2022
28 марта 2022 года Тверской районный суд г. Москвы опубликовал мотивировочную часть решения суда о запрете отдельных продуктов компании Мета на территории Российской Федерации. Однако текст решения не позволяет ответить однозначно на некоторые вопросы о последствиях его реализации.
1. Можно ли оставлять на сайте ссылки на эти соцсети и не может ли это быть приравнено к публичной демонстрация символики экстремистской организации?

С точки зрения положений Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», признание организации экстремистской автоматически влечет запрет на распространение ее символики. Однако в данном решении суд указал:

«Запретить деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов-социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности»,

то есть фактически экстремистской признана не сама организация, а лишь часть ее деятельности. В связи с этим риски привлечения к ответственности порождает демонстрация символики только конкретных продуктов компании Мета, указанных в решении суда.

Публичная демонстрация символики экстремистских организаций запрещена на основании следующих законодательных норм:

  • абз. 10 п. 1, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • ч. 6 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф на юридических лиц от 10 000 до 50 000 рублей).
Что касается ссылок на ресурсы, деятельность которых признана экстремистской на территории РФ, то, теоретически, их публикация может быть квалифицирована как участие в деятельности экстремистской организации по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (максимальное наказание от 2 до 6 лет лишения свободы).

2. Покупка рекламы в Instagram и Facebook может ли расцениваться как финансирование экстремистской организации?

Да, это вполне может быть квалифицировано по ст. 282.3 Уголовного кодекса РФ (максимальное наказание от 3 до 8 лет лишения свободы), поскольку решение о признании этих ресурсов экстремистскими принято судом, и любое финансирование, в том числе оплата услуг таких ресурсов, запрещено.

3. Насколько логично НКО продолжать работать в этих соцсетях через VPN или все-таки лучше забыть о них и удалить аккаунты? Какие могут быть риски, если продолжать вести?

В тексте решения суда содержится специальная оговорка о том, что «…меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности».

Таким образом, если пользователь этих социальных сетей не распространяет запрещенную законодательством РФ информацию (например, призывы к осуществлению экстремистской деятельности), то за сам факт их использования он ответственности не понесет. По информации в СМИ, Генеральной прокуратурой также было объявлено о том, что «использование гражданами этих соцсетей не должно рассматриваться как участие в экстремистской деятельности».

Что касается VPN, то ограничения, связанные с их использованием и ответственность (ч. 1.1 ст. 19.7.10 КоАП штраф на юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей) предусмотрены в настоящее время лишь для провайдеров хостинга и владельцев соответствующих программно-аппаратных средств, а для пользователей ответственность не установлена.
Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены на территории Российской Федерации
Это владельцы информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов (сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин), посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации (ст. 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).