Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Март, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
О персональных данных
С 1 марта 2023 года вступила в силу вторая часть законодательных изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных, которые были внесены Федеральным законом от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (первая часть изменений вступила в силу с 1 сентября 2022 года).
Среди вступивших в силу изменений можно выделить следующие:

  • полностью изменен порядок регулирования трансграничной передачи персональных данных (ПДн);
  • на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) возложены обязанности по принятию нормативных актов, регулирующих порядок оценки возможного вреда правам субъектов ПДн и подтверждение уничтожения ПДн;
  • законодательно закреплены положения об информировании операторами ПДн Роскомнадзора об инцидентах с ПДн.

Подробно данные изменения были рассмотрены в февральском обзоре.

Данными федеральными законами внесены изменения в следующие нормы (приведена редакция до внесения изменений):

  • ст. 20.3.3 КоАП РФ - Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях;

  • ст. 207.3 УК РФ - Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий;

  • ст. 280.3 УК РФ - Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях.

Суть внесенных изменений состоит в распространении действия этих статей не только на случаи дискредитации Вооруженных Сил РФ, государственных органов и граждан, но и на аналогичные действия, совершенные в отношении добровольческих формирований, организаций и лиц, оказывающих содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.

Размер наказания за административные правонарушений по ст. 20.3.3 КоАП РФ не изменился (штраф на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей), в то время как максимальный срок лишения свободы по ч. 1 ст. 207.3 УК РФ и ч. 1 ст. 280.3 УК РФ увеличен до 5 лет (вместо 3), а по ч. 2 ст. 280.3 УК РФ – до 7 лет (вместо 5).

Следует отметить, что определение термина «дискредитация» в российском законодательстве закреплено только в ст. 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»: это «распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации». Отдельного перечня действий и сведений, которые могут быть квалифицированы как дискредитация, в КоАП РФ и УК РФ не закреплено.
Вывод: некоммерческим организациям и их учредителям, участникам, членам, руководителям следует учитывать внесенные в законодательство изменения при осуществлении своей публичной деятельности и при распространении информации.
Принятые или вступающие в силу постановления и распоряжения Правительства
В соответствии с данным Постановлением до 2030 года продлен срок применения ранее установленных только на 2023 год особенностей планирования и проведения проверок органами государственного контроля (надзора), осуществляющими свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Так, в планы контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок включаются плановые мероприятия и проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Важно: такие ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход. Это означает, что планирование контрольно-надзорной деятельности Минюста России в отношении НКО осуществляется в обычном режиме, без учета вышеуказанных ограничений. В то же время, планирование проверок органов пожарного надзора, трудовых инспекций, Роскомнадзора и других органов государственного контроля (надзора), применяющих риск-ориентированный подход, подпадает под установленные ограничения.

Для контролируемых лиц, которые будут включены в планы проверок, предоставляется право за 2 месяца до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия обратиться в контролирующий орган с просьбой о проведении профилактического визита. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за 1 месяц до начала контрольного (надзорного) мероприятия и не отменяет его проведение.
Вывод: для НКО это означает снижение административной нагрузки на длительный период со стороны некоторых контролирующих органов, однако, введенные особенности никак не скажутся на проверках основного для НКО контролирующего органа – Минюста России, которые будут планироваться и проводиться в обычном режиме.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 №1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336»
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правила проведения профилактического визита закреплены в ст. 52 Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», его суть состоит в информировании об обязательных требованиях, консультировании, сборе сведений, необходимых для отнесения к категории риска.
Принятые ведомственные приказы
Внесены изменения в действующий классификатор ОКВЭД 2, в частности, появились коды ОКВЭД, которые напрямую отражают деятельность некоммерческих организаций относительно цели их создания и направления видов деятельности.

Цели создания некоммерческих организаций обусловлены Гражданским кодексом РФ и специальными законами, регулирующими этот вопрос. В отличие от коммерческих юридических лиц, НКО не могут быть созданы с иными целями, отличными от тех, что закреплены законами. Кроме того, уставы организаций должны иметь закрытый перечень видов деятельности, которую будет вести НКО. По законодательству РФ каждому виду деятельности должен соответствовать определенный код ОКВЭД. В связи с этим очень важно иметь возможность подобрать для такой деятельности соответствующий код. Ранее классификатор содержал в большинстве своем коды, подходящие только коммерческим юридическим лицам и ИП, на долю НКО приходилось очень маленькое количество кодов, которые они могли бы использовать. В большинстве кодов в расшифровке указывалась такая деятельность, которая по смыслу противоречила целям создания НКО. Помимо этого, виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, за счет которых она признавалась бы социально ориентированной (ст. 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»), в классификаторе фактически полностью отсутствовали.

После обновления классификатора у некоммерческих организаций появляется возможность выбрать коды, соответствующие как целям создания организации, так и видам деятельности. Новые коды достаточно конкретно отражают суть некоммерческих организаций как таковых, их расшифровка позволяет сопоставить деятельность в Уставе с ее «числовым обозначением». Таким образом, у НКО появляется возможность «закрыть» кодами если не все, то значительную часть видов деятельности, которые ею осуществляются. Кроме того, наличие у организации правильно отражающих суть кодов в выписке из ЕГРЮЛ позволит повысить прозрачность деятельности НКО для государственных органов, а при издании правовых норм, касающихся льгот некоммерческих организаций, органы власти смогут ориентироваться в том числе на наличие определенных кодов, которые показывают и социальную ориентированность организаций, и их принадлежность к некоммерческому сектору в целом.

Значительно улучшается ситуация у благотворительных организаций в связи с появлением кода, четко отражающего суть создания таких НКО в рамках Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Кроме того, у специализированных организаций управления целевым капиталом появляется свой код, которого до этого не было. За счет таких существенных изменений теперь возможен учет таких организаций.

ВАЖНО: новые коды ОКВЭД в настоящее время опубликованы только на сайте Росстата, в других информационных системах их обновление планируется в конце апреля – начале мая 2023 года!

Введены новые коды ОКВЭД:

  • 64.99.21 - Деятельность по сбору благотворительных пожертвований в денежной форме;
Эта группировка не включает:
- деятельность по сбору благотворительных пожертвований в натуральной форме, см. 88.99.

  • 64.99.22 - Деятельность по формированию целевого капитала некоммерческих организаций.

  • 94.99.1 – Деятельность правозащитных организаций.
Эта группировка включает:
- деятельность правозащитных организаций, направленная на укрепление и развитие институтов гражданского общества, на защиту прав и свобод человека, таких как гражданские инициативы, и публичные мероприятия, и т.д.

  • 94.99.92 – Деятельность организаций по охране окружающей среды.
Эта группировка включает:
- деятельность организаций по защите окружающей среды и животных, природоохранных организаций и организаций по защите живой природы, с целью продвижения защиты окружающей среды посредством распространения информации и т.д.

  • 94.99.93 – Деятельность организаций по защите особых групп населения.
Эта группировка включает:
- деятельность организаций по защите и улучшению положения особых групп населения, таких как инвалиды, этнические группы и меньшинства, посредством общественного образования, поддержки местной общественности, социальной деятельности и т.д.
- деятельность организаций по развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
- деятельность организаций по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

  • 94.99.4 – Деятельность организаций по улучшению гражданского населения и поддержке общественности прочая.
Эта группировка включает:
- деятельность организаций с целью содействия решению общественных проблем посредством распространения информации и т.д.;
- деятельность объединений патриотического направления, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, включая объединения ветеранов войны;
- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
- деятельность по увековечению памяти жертв политических репрессий;
- прочую деятельность организаций для поддержки общественной, социальной и образовательной деятельности.

  • 94.99.5 – Деятельность молодежных объединений.
Эта группировка включает:
- деятельность молодежи и детей;
- деятельность студенческих объединений и клубов;

Эта группировка не включает:
- деятельность по предоставлению жилья, осуществляемую студенческими общежитиями, см. 55.90.

  • 94.99.6 – Деятельность организаций по проведению культурных и развлекательных мероприятий.
Эта группировка включает:
- деятельность клубов по проведению культурных и развлекательных мероприятий, таких как поэтические, литературные кружки, клубы любителей книги, любителей истории, садоводства, клубы кино- и фотолюбителей, клубы любителей музыки и живописи, любителей ремесел, коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.Эта группировка не включает:
- деятельность профессиональных художественных групп и организаций, см. 90.02;
- деятельность спортивных клубов, см. 93.12.

  • 94.99.7 – Деятельность по предоставлению субсидий и грантов некоммерческими организациями.
Эта группировка включает:
- деятельность по предоставлению стипендии или пособия организациями или фондами, в основном, для финансирования деятельности, связанной с образованием, научными исследованиями или общими общественными, или социальными интересами.

Эта группировка не включает:
- предоставление кредита, см. 64.19, 64.92.

  • 94.99.9 – Деятельность прочих общественных и прочих некоммерческих организаций, кроме религиозных и политических организаций, не включенных в другие группировки.
Эта группировка включает:
- деятельность объединений автомобилистов;
- деятельность обществ потребителей;
- деятельность объединений, создаваемых с целью установления социальных контактов, таких как клуб деловых людей и т.д.;
- деятельность объединений домовладельцев и объединений жильцов (за исключением защиты общественных интересов);
- деятельность организаций, направленная на достижение общественных благ, не включенная в другие группировки.

Эта группировка не включает:
- деятельность профессиональных объединений, см. 94.12.
Вывод: изменения носят положительный характер и влияют на НКО, потому что адаптация кодов ОКВЭД для некоммерческих организаций позволит подбирать коды, в наибольшей степени отражающие суть создания таких организаций и видов деятельности, присущих исключительно НКО. Кроме того, при определении дополнительных льгот у государства будет возможность ориентироваться в том числе на статистические данные, получаемые при сборе информации относительно кодов классификатора

Проекты ведомственных приказов
Об изменениях в формах отчетов
13 марта 2023 года истек срок общественного обсуждения проекта ведомственного приказа «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185» (сведений об утверждении проекта в настоящее время нет).
Проект приказа предполагает внесение изменений в формы отчетов ОН0001 (о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0002 (о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников), ОН0003 (об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных источников). Изменения коснутся наименований иностранных источников в связи со с вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Планируется, что формы ОН0001 и ОН0002 будут включать следующий перечень иностранных источников:

1) целевые поступления от иностранных государств;

2) целевые поступления от органов публичной власти иностранных государств;

3) целевые поступления от международных и иностранных организаций;

4) целевые поступления от иностранных граждан;

5) целевые поступления от лиц без гражданства;

6) целевые поступления от иностранных структур без образования юридического лица;

7) целевые поступления от лиц, уполномоченных источниками, указанными в пунктах 1) – 6).
В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии));
  • уполномочивающее лицо (название государства/органа публичной власти/международной (иностранной) организации/ иностранной структуры без образования юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина/лица без гражданства).

8) целевые поступления от лиц, уполномоченных гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, получающими денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 7), либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных общества с государственным участием и их дочерних обществ).
В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • уполномоченное лицо (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • уполномочивающее лицо/лицо, действующее в качестве посредника (фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Российской Федерации/наименование Российского юридического лица),
  • источник получения денежных средств (или) иного имущество от источников, указанных в пунктах 1) – 8).

9) целевые поступления от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства;

10) целевые поступления от лиц, находящихся под влиянием источников, указанных в пунктах 1) – 9)
В форме ОН0001 для данного источника необходимо будет указывать:
  • лицо, находящееся под иностранным влиянием (наименование/фамилия, имя, отчество (при наличии)),
  • иностранный источник.
В форме ОН0003 не планируется приводить перечень источников, признаваемых иностранными, в отдельных подпунктах формы, общественным объединениям необходимо будет самостоятельно указывать релевантные источники в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Вступление приказа в силу планируется с 1 сентября 2023 года.
Вывод: изменения, вносимые в формы отчетности НКО носят технический характер и направлены на приведение их в соответствие с изменениями законодательства в части перечня иностранных источников.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Об оформлении отношений с руководителем НКО
Федеральная налоговая служба дала разъяснения о том, как оформить отношения с руководителем НКО, осуществляющим свои функции на безвозмездной основе.

UPD: с 29 марта письмо не подлежит применению.
В письме от 2 марта 2023 года №БС-4-11/2477 ФНС подтвердила позицию Минтруда России и перечислила те же варианты оформления отношений, которые ранее Минтруд изложил в своем Письме от 20 декабря 2022 года №26-2/10/В-17886, а именно:
  • заключение трудового договора;
  • заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
  • назначение физического лица руководителем организации в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей организации (или уполномоченных в соответствии с уставом организации лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

Особое внимание ФНС обратила на то, что руководитель НКО не признается застрахованным лицом в двух случаях:

1. не заключен трудовой договор, отсутствуют признаки трудовых отношений и заработная плата;
2. не заключен договор гражданско-правового характера, нет признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору и вознаграждение по данному договору.

Как следствие, у руководителя НКО, осуществляющего свои функции на общественных началах, отсутствует статус застрахованного лица. На этом основании ФНС делает вывод, что в таких случаях НКО не обязана представлять в ФНС персонифицированные сведения о физических лицах на таких руководителей.

Таким образом, ФНС совместно с Минтрудом России формируют новый подход в правоприменительной практике, касающейся взаимоотношений между НКО и ее руководителем. Этот подход в большей степени отвечает потребностям небольших НКО, чем действовавший ранее.
Об отличиях трудового договора от договора ГПХ
Верховный суд РФ отменил определения нижестоящих судов об отсутствии признаков трудовых отношений в гражданско-правовом договоре.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 января 2023 г. N 2-КГ22-10-К3 установлено, что организация опубликовала объявление о приглашении на работу программиста с оформлением по трудовому договору после испытательного срока. Гражданка обратилась в организацию с просьбой рассмотреть ее кандидатуру. Директор провел собеседование, после чего направил гражданке логины и пароли от внутренней почты, системы для работы с заявками и обращениями клиентов, сервера и т. п., предоставил сим-карту. С ней заключили договор гражданско-правового характера.

Суды первой и апелляционной инстанции не согласились с иском гражданки о признании договора трудовым, посчитав, что заключённый сторонами договор не содержит признаков трудового договора, гражданкой не представлялись документы, необходимые для заключения трудового договора, приказ о приеме на работу не издавался, с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными актами гражданку не ознакомили. При заключении спорного договора и получении вознаграждения за исполнение его условий гражданка знала о наименовании договора, режим работы ей не устанавливался, время выполнения задания она определяла самостоятельно. Факт прохождения собеседования, предоставление ей сим-карты, обеспечение доступа к системе для внутреннего использования не являются основанием для вывода о наличии между сторонами трудовых отношений, поскольку совершение таких действий со стороны ответчика было необходимо для выполнения истцом предусмотренной договором работы.

Верховный Суд вернул дело на пересмотр, посчитав, что юридически значимыми и подлежащими определению и установлению являлись следующие обстоятельства:
  • какой вид гражданско-правового договора был заключён;
  • выполнялась ли определённая трудовая функция, принимая во внимание установленный судом факт размещения организацией объявления о поиске работника;
  • сохраняла ли гражданка положение самостоятельного хозяйствующего субъекта или как работник выполняла работу по сопровождению программных продуктов организации в интересах, по заданию и под контролем и управлением организации;
  • была ли гражданка интегрирована в организационный процесс, подчинялась ли действующим в обществе правилам внутреннего трудового распорядка, правилам допуска к осуществлению работ по обслуживанию программных продуктов, обладала ли средствами доступа к необходимому для работы информационному ресурсу, действовала ли при этом наряду с другими работниками;
  • каким образом производилась оплата работы, с какой периодичностью и в каком размере осуществлялись выплаты, какой механизм расчёта выплат был применён работодателем при оплате труда.


О конференции Министерства юстиции
В рамках мероприятия представители Минюста России представили основные направления развития нормативно-правового регулирования в сфере деятельности НКО, в частности упорядочение корпоративного управления, внедрение принципов открытости и прозрачности, недопущения недобросовестной конкуренции.

Участники конференции обсудили пути совершенствования законодательства об НКО в контексте нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц, а также вопросы государственной поддержки некоммерческих организаций для стимулирования их социальной направленности.

Особое внимание было уделено вопросам законодательного обеспечения права на защиту фирменного наименования в рамках взаимодействия Минюста России и ФАС России по разрешению споров о недобросовестной конкуренции между НКО.

Кроме того, были рассмотрены перспективы межведомственного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере НКО, а также государственный надзор и статистическое наблюдение за их деятельностью.

В мероприятии приняли участие заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Варфоломеев, заместитель председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы Ольга Занко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Татьяна Илюшникова, заместитель руководителя ФНС России Виталий Колесников, а также представители общественных организаций, юридического и научного сообщества.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →