Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Март, 2022
Принятые или вступающие в силу федеральные законы




Принятые ведомственные приказы


Принятые федеральные законы
Принятыми поправками расширена возможность применения предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» таких мер воздействия на всех иностранных граждан и лиц без гражданства, а не только на граждан США, как это было закреплено изначально.

Список иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых применяются меры воздействия, ведется МИД России.

В отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Коррелирующие изменения в части запрета въезда на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства внесены и в Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Вывод: внесенные изменения касаются только НКО, в органы управления которых входят иностранные граждане или лица без гражданства.
Статья 1 272-ФЗ:

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:
а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;
б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;
в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;
е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;
ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;
з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
В соответствии с изменениями, юридические лица, в частности, некоммерческие организации, получат возможность вносить денежные средства на свой расчетный счет с использованием банкоматов. Закон устанавливает правила для оборота таких денежных средств между кредитными организациями и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями, или индивидуальными предпринимателями, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций).

Вывод: принятые законодательные изменения носят позитивный характер, так как создают дополнительные возможности для некоммерческих организаций и упрощают процедуру внесения наличных денежных средств на расчетный счет.

Внесенными изменениями расширен установленный пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» перечень активов (за счет включения инвестиционных паев биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговых сертификатов участия), в которые можно осуществлять инвестирование денежных средств, составляющих целевой капитал некоммерческой организации.

Изменен подход в отношении расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. В частности, устанавливается, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим ЦК (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. При этом он не может быть более 0,2 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. Кроме того, впервые расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, получили отдельное регулирование. Оплачивать такие расходы можно за счет имущества, составляющего целевой капитал, находящегося в доверительном управлении, при этом размер расходов не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год.

Предельный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывается от средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год. Исключена компетенция Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов деятельности по установлению требований, направленных на ограничение рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.

Вывод: непосредственно для НКО данный законопроект ничего особо не меняет, но в нем закреплен ряд преимуществ для управляющих компаний.

Статьей 5 данного Закона внесены дополнения в статью 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», а именно новые части 8.1 - 8.4:

«8.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет единый реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами (далее – единый реестр).

8.2. Включению в единый реестр подлежат сведения о физическом лице:

1) включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;

2) включенном в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;

3) входящем (входившем) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) являющимся (являвшемся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;

4) входящем (входившем) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) являющимся (являвшемся) его учредителем, членом, участником, руководителем;

5) входящем (входившем) в состав органов управления и (или) являющимся (являвшемся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;

6) осуществляющим (осуществлявшем) политическую деятельность и получающим (получавшем) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.

8.3. В целях ведения единого реестра федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере регистрации некоммерческих организаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Пенсионным фондом Российской Федерации.

8.4. Порядок ведения единого реестра определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.».

Таким образом, к уже существующим:

добавляется еще и «единый реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами», в который предлагается включать физических лиц, как уже включенных в вышеуказанные реестры и список, так и физических лиц, которые ранее в них не включались, а именно: любых физических лиц, когда-либо являвшихся учредителями, членами, участниками, руководителями, членами органов управления, работниками НКО-ИА, НОО-ИА, СМИ-ИА (и созданных ими российских юридических лиц), а также физических лиц, когда-либо получавших от них денежные средства и (или) иную имущественную помощь.

Порядок ведения данного единого реестра будет определен приказом Минюста России, а необходимая для его ведения информация будет поступать в Минюст от МВД, ФНС, Росфинмониторинга, Роскомнадзора и Пенсионного фонда (порядок передачи и объем сведений должны будут регулироваться специальным постановлением Правительства, но по всей видимости речь может идти об информации о получении средств из иностранных источников).

Получается, что физические лица, уже включенные в список физлиц-ИА и в реестр СМИ-ИА, сохраняют эти статусы, а иные физические лица, которых Минюст России будет включать в «единый реестр», должны считаться «физическими лицами, аффилированными с выполняющими функции иностранного агента лицами».

Понятие «аффилированности» во внесенных поправках не раскрывается, а в действующем законодательстве оно фигурирует в Гражданском кодексе РФ[9], Законе РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[10], но наиболее схожая формулировка содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[11].

В принятом законе отсутствуют положения о каких-либо последствиях для таких «аффилированных лиц» или о распространении на них последствий, предусмотренных действующими законами для физлиц-ИА.

В части 9 ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» в настоящее время закреплен порядок исключения физического лица из списка физлиц-ИА, однако, новые нормы не устанавливают аналогичного порядка исключения из «единого реестра».

В отсутствие проекта приказа Минюста о ведении реестра в настоящее время нельзя уверенно предположить, будут ли в едином реестре указываться причины включения в него (все ли основания будут указаны одновременно или только одно из возможных). Также ввиду отсутствия законодательно закрепленных норм о последствиях включения в данный реестр (кроме самого факта такого включения) и механизма обжалования данного решения, сложно сформулировать возможный алгоритм действий для включаемых в единый реестр физических лиц.

Вывод: внесенные законодательные изменения носят крайне негативный характер, поскольку используемые формулировки размыты и фактически позволяют включать в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, лишь по формальному признаку правоотношений с перечисленными организациями, независимо от их характера и давности. Формально не имеет значения, если физическое лицо имело такие правоотношения еще до введения в законодательство норм, закрепивших статусы «выполняющих функции иностранного агента». Учитывая, что в реестре НКО-ИА в разное время были включены 214 НКО, в реестр НОО-ИА в настоящее время включены 7 незарегистрированных общественных объединений, а в реестре СМИ-ИА фигурируют 119 физических и юридических лиц и структур без образования юрлица, то количество физических лиц, которые вступали с ними в правоотношения, и, теоретически, могут подпадать под признаки, позволяющие Минюсту России включить их в предлагаемый Законопроектом «единый реестр», может составлять десятки тысяч.
Приказ Минюста России от 30.11.2012 № 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"
Приказ Минюста России от 24.09.2020 № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента»
Приказ Минюста России от 01.06.2021 № 92 “Об утверждении порядка ведения реестра незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, порядка и сроков уведомления общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, о получении (намерении получать) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и об участии (намерении участвовать) в политической деятельности на территории Российской Федерации и форм документов, представляемых общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента”
Приказ Минюста России от 28.06.2021 №106 "Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
Ст. 53.2: «В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом»
Ст. 4: «аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность»
п. 35.1 ст. 2: «кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом, - кандидат, который не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, и который в период, составляющий два года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и (или) в период избирательной кампании на соответствующих выборах:
  • входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
  • входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
  • входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
  • осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
В КоАП РФ внесены следующие изменения:

1. Закреплено назначение в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа. В соответствии с предыдущей редакцией ч. 3 ст. 3.4 КоАП, наказание в виде административного штрафа могло быть заменено предупреждением в вышеуказанных случаях, т.е. замена не применялась автоматически.

2. Размер административного штрафа для юридических лиц – СОНКО, включенных в соответствующий реестр, и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

3. В статье 2.1 КоАП устанавливается ограничение по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника. Юридическое лицо предлагается освободить от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. В статье 4.4 КоАП установлен запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, т.е. за несколько идентичных правонарушений наказание будет назначаться как за одно. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

Вывод: изменения носят исключительно позитивный характер, т.к. позволят существенно сократить штрафы для НКО за совершение административных правонарушений.

Принятые или вступающие в силу
постановления Правительства
В соответствии с данным Постановлением, проведение плановых проверок в 2022 году отменено, за исключением случаев, если объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Внеплановые проверки Минюстом России деятельности НКО в 2022 году возможны по большинству оснований, предусмотренных п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но с извещением органов прокуратуры.

Также в 2022 году допускается проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований (размещение перечней НПА, информирование, обобщение практики, направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).

Вывод: Постановление положительно скажется на деятельности НКО, поскольку в сложной экономической ситуации отмена плановых проверок не будет отнимать у НКО ресурсы на подготовку к ним, устранение выявленных нарушений и оплату возможных штрафов.
Принятые ведомственные приказы
Приказ принят в соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Закреплены 2 формы проверочных листов, используемых Роскомнадзором при проведении выездных проверок по соблюдению обязательных требований в области обработки персональных данных, одна из которых касается операторов персональных данных – юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1), а вторая – государственных и муниципальных органов (приложение 2).

Вывод: Приказа направлен на техническую реализацию норм законодательства о государственном контроле (надзоре). Вместе с тем, заблаговременное ознакомление с проверочными листами позволит контролируемым лицам подготовиться к возможной проверке Роскомнадзора и устранить риски несоблюдения обязательных требований при обработке персональных данных.
Новым Приказом утверждены формы 71 проверочного листа взамен 133-х, утвержденных ранее действовавшим приказом, утратившим силу. Уменьшение количества листов произошло за счет объединения листов по отдельным областям промышленности в единый лист.

Структура проверочных листов изменилась незначительно: таблица состоит из следующих колонок:
В прошлой версии проверочных листов отсутствовала графа «Примечание».

Общие для всех проверочные листы были обновлены с учетом изменившегося трудового законодательства. В частности, теперь туда включены вопросы, касающиеся соблюдения требований к электронному документообороту с работниками, регулированию дистанционной работы, или использования НКО типовой формы трудового договора в случае, если она применяет предусмотренную льготу по отказу от локальных нормативных актов.

Вывод: в целом, приказ не окажет существенного влияния на деятельность НКО, так как проверочные листы (в другой редакции) действовали и ранее, но они очень важны для подготовки к проверкам трудовой инспекции, т.к. позволяют НКО оценить, насколько полно и правильно она соблюдает требования трудового законодательства.
МЧС России утверждены 27 форм проверочных листов, которые будут применяться в рамках федерального госпожнадзора. Ранее действовавшие формы проверочных листов утратили силу.

Проверочные листы содержат списки контрольных вопросов для проверки соблюдения требований пожарной безопасности на различных объектах, в т. ч. культуры, здравоохранения, проживания людей, производства, торговли, энергетики, транспортной инфраструктуры.

Вывод: новые проверочные листы в сфере пожарного надзора не окажут существенного влияния на деятельность НКО, однако, они помогут подготовиться к проверке и самостоятельно оценить насколько правильно НКО соблюдает обязательные требования.
Проекты федеральных законов
22 марта 2022 года депутатом П.В. Крашенинниковым на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона №92282-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» рядом норм, направленных на защиту интересов российских граждан и российских юридических лиц от недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер, далее именуемых как «недружественные действия».

Предлагается ввести следующие правила, связанные с исполнением российскими гражданами и российскими юридическими лицами взятых на себя обязательств (ст. 1 Законопроекта):

  • прекращение обязательств, ставших объективно и окончательно невозможными в результате совершения недружественных действий;
  • освобождение от гражданско-правовой ответственности в случае объективной временной невозможности исполнения/надлежащего исполнения обязательства в результате совершения недружественных действий;
  • возможность отказа от договора стороной, контрагент которой из-за недружественных действий объективно временно не может исполнить обязательство по такому договору;
  • возможность внесения в качестве обеспечительного платежа акций, облигаций, иных ценных бумаг, вещей, определенных родовыми признаками;
  • возможность российским АО исполнять свои обязательства по возврату займа и процентов по нему в пользу иностранного контролирующего лица путём размещения в пользу займодавца дополнительных акций определенной категории.

Стоит отметить, что первые три предлагаемые меры фактически дублируют уже существующие в гражданском праве нормы о прекращении обязательства в связи с невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) и освобождении от ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательства из-за форс-мажора (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и является частным случаем данных норм, не вводя каких-то дополнительных оснований, фактически, специально оговаривая, что эти положения применимы и к ситуациям, связанным с недружественными действиями.

Также Законопроектом предлагается ввести следующие правила, связанные с действием соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 3 Законопроекта):
  • запрет на одностороннее изменение или расторжение таких соглашений, за исключением случаев, когда другая сторона соглашения существенно нарушает свои обязательства;
  • автоматическая пролонгация действия таких соглашений на период осуществления недружественных дей
  • ствий.

Судя по всему, данные нормы в первую очередь направлены на сохранение действия лицензионных договоров, на основании которых российские граждане и юридические лица использовали результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и которые могут быть расторгнуты из-за введения ограничительных мер.

Статьей 4 Законопроекта предлагается установить, что факт наличия недружественных действий может быть подтвержден в том числе принятием нормативных актов иностранных государств и актов международных организаций.

В пояснительной записке к Законопроекту указано, что вводимые нормы должны носить временный характер, однако, срок их действия не определен Законопроектом. Судя по всему, предполагается, что действие норм будет соотноситься с периодом осуществления недружественных действий.

В статье 5 Законопроекта предусмотрено, что нормы будут иметь ретроактивный эффект, т.е. будут применяться к правоотношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года, а также к обязательствам, срок исполнения по которым наступил после 23 февраля 2022 года, в том числе к обязательствам, возникшим из договоров, которые были заключены до 24 февраля 2022 года.

Вывод: Законопроект направлен в первую очередь на поддержку бизнеса в условиях недружественных действий. Теоретически, в случае принятия предложенных норм, они могут затронуть и НКО: например, в случае ведения НКО внешнеэкономической деятельности, наличия у неё обязательств перед иностранными организациями, необходимости исполнения обязательств, связанных с использованием товаров/оборудования/ПО, использование которых станет невозможным в результате недружественных действий или в случае наличия у НКО заключенных лицензионных договоров.
23 марта 2022 года одобрен Советом Федерации и направлен для подписания Президенту РФ проект федерального закона №1226269-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (внесен 03.08.2021 Правительством РФ).
Законопроектом предлагается изменить порядок формирования и ведения реестра национально-культурных автономий. В настоящее время в соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ведение такого реестра осуществляется Министерством юстиции РФ (по состоянию на 31 марта 2022 года в нем содержатся сведения о 1 253 зарегистрированных НКА). В соответствии с предлагаемыми изменениями функции ведения данного реестра должны быть переданы Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН). Порядок ведения реестра и состав включаемых в него сведений будет определен постановлением Правительства РФ, сведения в ФАДН для ведения реестра будут предоставляться Минюстом России.

Предлагается закрепить, что сообщение о предстоящем учреждении федеральной или региональной НКА должно быть направлено одним из инициаторов в ФАДН не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда). При этом, ФАДН вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной НКА.

Также законопроектом предлагается уточнить порядок формирования и деятельности консультативного совета по делам НКА при ФАДН, действующего на общественных началах.

Вывод: оценить положительный или отрицательный характер вносимых изменений можно только после принятия всех необходимых подзаконных актов и применения их норм на практике. Формально же на НКА никаких новых обязанностей не накладывается, а существующий в настоящее время порядок их регистрации и контроля деятельности не изменяется.
Проекты постановлений Правительства
22 марта 2022 года Минпросвещения России опубликовало для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Данный проект является второй попыткой урегулировать правила осуществления просветительской деятельности в соответствии с частью 3 статьи 122 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработка первого проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» была прекращена в связи с поступлением большого количества негативных отзывов за период его общественного обсуждения.

В соответствии с законом, просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Просветительскую деятельность могут осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований законодательства. Несмотря на то, что субъектами закона об образовании являются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также обучающие и обучающиеся лица и их законные представители, предполагается, что обсуждаемые правила будут применяться не только к субъектам закона.

В проекте указано, что «содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации». Данный пункт формально определяет многообразие позитивных целей просвещения.

Определены и формы осуществления просветительской деятельности:
  • лекции,
  • презентации,
  • семинары,
  • мастер-классы,
  • круглые столы,
  • дискуссии и
  • иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.

Для отдельных лиц есть дополнительные требования:

1. сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, внесенного в реестры выполняющих функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, сопровождаются указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента. Текст указания будет определен Минпросвещения.

2. организатор просветительской деятельности, осуществляющий просветительскую деятельность:
а) в отношении несовершеннолетних
б) с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения путем подготовки и представления программы просветительской деятельности в срок не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.

Форма и порядок направления такого уведомления будут определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В программе просветительской деятельности должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Представленные документы могу быть направлены на экспертизу, в случае обнаружения несоответствия требований или нарушения законодательства не позднее чем за 5 дней до начала программы Минпросвещения возвращает документы и требует доработки или обращается в суд в связи нарушением уголовного или административного законодательства.

Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на:
  • культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
  • просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.

Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросом без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.

Вывод: В целом воздействия на НКО не будет, но важно, каким образом будут проходить процедуры согласования программ тех организаций, кто работает с детьми и за государственные средства.
Данное положение не распространяется на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также на просветительскую деятельность, осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.