Госдума приняла в третьем чтении проект ФЗ 42172-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
23 МАРТА 2022
23 марта 2022 года Государственной Думой принят в 3 чтении и направлен на одобрение в Совет Федерации проект федерального закона 42172-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроектом предлагается:

1. Назначать в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждение в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа. В соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3.4 КоАП, наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением в вышеуказанных случаях, т.е. замена не применяется автоматически.

2. Размер административного штрафа для юридических лиц – СОНКО, включенных в соответствующий реестр, и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

3. В статье 2.1 КоАП устанавливается ограничение по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника. Юридическое лицо предлагается освободить от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. В статье 4.4 КоАП предлагается установить запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.