Минпросвещения РФ опубликовало проект правил осуществления просветительской деятельности
23 МАРТА 2022
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации должно было установить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности. Проект таких правил, разработанный Министерством просвещения, опубликован.

Просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов,  затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании» и иными законодательными актами Российской Федерации.
Данное положение не распространяется на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также на просветительскую деятельность, осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомним, что просветительскую деятельность могут осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований законодательства. Несмотря на то, что субъектами закона об образовании являются образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также обучающие и обучающиеся лица и их законные представители, полагаем, что обсуждаемые правила будут применяться не только к субъектам закона.

В проекте указано, что «содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации». Данный пункт формально определяет многообразие позитивных целей просвещения.

Организаторы просветительской деятельности обязаны будут соблюдать определенные требования, в частности, не распространять заведомо недостоверную информацию, а также информацию с нарушением законодательства Российской Федерации, и соблюдать права и законные интересы граждан и организаций.

Определены и формы осуществления просветительской деятельности:
  • лекции,
  • презентации,
  • семинары,
  • мастер-классы,
  • круглые столы,
  • дискуссии
  • и иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.
Для отдельных лиц есть дополнительные требования:

  1. сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, внесенного в реестры выполняющих функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, сопровождаются указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента. Текст указания будет определен Минпросвещения.
  2. организатор просветительской деятельности, осуществляющий просветительскую деятельность:
а) в отношении несовершеннолетних
б) с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Минпросвещения путем подготовки и представления программы просветительской деятельности в срок не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации.

Форма и порядок направления такого уведомления будут определены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В программе просветительской деятельности отражены :
  • цели,
  • задачи,
  • сроки,
  • формы и место ее реализации,
  • целевая аудитория,
  • информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы,
  • источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представленные документы могу быть направлены на экспертизу, в случае обнаружения несоответствия требований или нарушения законодательства не позднее чем за 5 дней до начала программы Минпросвещения возвращает документы и требует доработки или обращается в суд в связи нарушением уголовного или административного законодательства.

Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на:
  • культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
  • просветительскую деятельность педагогическими работниками образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.
Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросвещения без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.