Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Февраль, 2022
Принятые или вступающие в силу постановления Правительства
Принятые ведомственные приказы

Проекты федеральных законов



Принятые или вступающие в силу
постановления Правительства
Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 31 июля 2017 года №913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти».

Внесенными изменениями с 5 до 7 дней увеличен срок для представления по запросу Росфинмониторинга или налоговых органов юридическими лицами имеющейся у них документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев необходимых сведений. С 3 до 5 дней увеличен срок, в течение которого юрлицо должно направить откорректированные сведения в случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленной информации.

Еще одной новеллой является распространение Правил, установленных Постановлением Правительства РФ №913, на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (с учетом предусмотренных для них особенностей).

Вывод: увеличение сроков для представления юрлицами сведений о своих бенефициарных владельцев носит позитивный характер, поскольку для получения данных сведений из иностранных государств может требоваться больше времени, чем это было предусмотрено предыдущей редакцией Правил.
Закреплен порядок осуществления Росфинмониторингом и иными государственными органами контроля за соблюдением требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В частности, данное Постановление распространяется на осуществление контроля за лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на аудиторские организации.

Помимо привычных контрольных мероприятий органы финансовой разведки будут осуществлять дистанционный мониторинг субъектов контроля, причем перечня показателей и факторов риска не будет в открытом доступе. Результатом дистанционного мониторинга станет присвоение каждой организации одной из четырех степеней риска несоблюдения требований законодательства и, соответственно, возможный набор контрольных мероприятий.

Узнать присвоенную категорию можно будет в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

Вывод: данный нормативный акт не оказывает прямого влияния на некоммерческие организации. Однако, важно отметить, что ввиду усиления контроля за лицами, оказывающими бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, последние, вероятно, будут чаще сообщать об операциях, которые покажутся им подозрительными. Так как НКО и так находятся в зоне пристального внимания, увеличится и степень контроля за их деятельностью.
Принятые ведомственные приказы
Приказом утверждены формы уведомлений о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и уведомления об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней определяются уполномоченным органом. Данные уведомления направляются Росфинмониторингом в органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях обеспечения замораживания (блокирования) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Вывод: несмотря на то, что данный Приказ напрямую не касается НКО, сами перечни (организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения), обязательны для НКО при проверке своих контрагентов.

Данные приказы изданы в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и относятся к сфере осуществления государственного контроля Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами.

Приказами утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться Рострудом при осуществлении государственного контроля, регулируемого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 999 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1000 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг».

Вывод: утвержденные формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) важны для НКО, являющихся поставщиками социальных услуг, и позволяют им оценить свою деятельность и не допустить нарушений обязательных требований, которые будут являться предметом государственного контроля.

Проекты федеральных законов
В конце января 2022 года Минэкономразвития России для публичного обсуждения были опубликованы несколько нормативно-правовых актов, основная идея которых заключается в изменении системы социальных взносов и выплат в Российской Федерации. Тексты проектов НПА были размещены в феврале 2022 года.
В настоящее время действуют 4 вида страховых взносов, это взносы на:
1. Обязательное пенсионное страхование
2. Обязательное медицинское страхование
3. Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
4. Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Взносы, указанные в п.п. 1-3 работодатели начисляют и уплачивают в Федеральную налоговую службу, которая в дальнейшем перечисляет их в Пенсионный фонд России (ПФР) или Фонд социального страхования (ФСС). Отчет по ним единый, сдается в ФНС.

Взносы, указанные в п. 4 уплачиваются напрямую в ФСС. Отчет необходимо отправлять туда же.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, ПФР и ФСС будут объединены в единый фонд, Социальный фонд России.

Для этого предлагается закрепить в Гражданском кодексе РФ статус государственного внебюджетного фонда (проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для государственных внебюджетных фондов»). Он встанет в один ряд с такими организационно-правовыми формами, как государственные предприятия и учреждения. Государственный внебюджетный фонд будет работать на основе отдельного федерального закона

Также опубликован проект федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации». По задумке авторов законопроекта этот фонд будет выполнять функции страховщика по всем поименованным выше видам страхования, а также обеспечивать дополнительные социальные выплаты и льготы (например, обеспечение санаторно-курортного лечения) отдельным категориям граждан.

Если проект будет принят, то единый фонд будет создан уже к 1 января 2023 года.

Упоминание ПФР и ФСС есть во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации. Поэтому подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в основном, заменяет упоминание ПФР и ФСС на наименование единого фонда. Еще один проект вносит коррелирующие правки в Кодекс об административных правонарушениях.

объявлено о разработке других нормативно-правовых актов, которыми будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в Налоговый кодекс, в нормативные акты, устанавливающие предельные и облагаемые базы для исчисления страховых взносов. Суть предлагаемых изменений:

предлагается:
– установить идентичный круг застрахованных лиц и включить в перечень лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, людей, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера;
– объединить в ежемесячной форме СЗВ-М информацию, которая сейчас сдается в формах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД и дополнить СЗВ-М сведениями о сумме заработка, на который начислялись страховые взносы, а также включить туда информацию о взносах на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваниях. Одновременно исключить персонифицированные данные из формы РСВ, которая сейчас представляется в налоговые органы;

предлагается:
– установить единые предельные и облагаемые базы для исчисления страховых взносов;
– установить единый тариф страховых взносов,
– всех плательщиков, имеющих право на применение пониженного тарифа, разбить на 3 группы.


Вывод: пока сложно сделать вывод о том, насколько благоприятными данные изменения будут для некоммерческих организаций. Предположительно, уменьшение количества отчетов и введение единого платежа вместо нескольких должно упростить работу НКО, поэтому, скорее, изменения носят позитивный характер.

15 февраля 2022 Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона №46702-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка уплаты налогов) (внесен 24.12.2021 депутатами ГД А.М. Макаровым, О.Н. Ануфриевой, Л.Я. Симановским, Г.Я. Хором, Н.А. Орловой, В.М. Резником)
Суть законопроекта в предложении сделать единый налоговый платеж обязательным для всех юридических лиц.

С 1 июля по 31 декабря 2022 года в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2021 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» действует особый порядок уплаты налогов в виде единого налогового платежа. Однако, переход на него – пока право, а не обязанность налогоплательщиков. С 1 июля по 31 декабря 2022 года пройдет эксперимент по применению юридическими лицами и ИП единого налогового платежа (в Налоговый кодекс РФ вновь введена статья 45.2 «Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов»)

Статьей 45.2 НК РФ организациям и ИП предоставлено право с 1 июля по 31 декабря 2022 года (включительно) применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Организациям предоставили право перечислять налоги, сборы, штрафы и пени в бюджетную систему РФ единым налоговым платежом.

Единым налоговым платежом организации признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства организацией, в счет исполнения обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате (перечислению) налогов (за исключением уплачиваемых физическими лицами налогов, указанных в статье 45.1 НК РФ), авансовых платежей, сборов (за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ), страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов.

То есть единый налоговый платеж перечисляется на счет Федерального казначейства.

Применение особого порядка уплаты налогов возможно после совместной сверки организацией расчетов с налоговыми органами (по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам). И, если по результатам сверки не имеется разногласий, организация может подать заявление о применении особого порядка уплаты налогов.

Заявление нужно подать в налоговый орган по месту нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи по формам и форматам, утверждаемым ФНС с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но не позднее одного месяца после осуществления совместной сверки расчетов.

Организации, применяющие особый порядок уплаты налогов, обязаны представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов не позднее чем за пять дней до установленного срока уплаты их уплаты.

Организации, исполняющие обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц, обязаны представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов в отношении перечисленных ими сумм налога на доходы физических лиц не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов, указанных в п. 2 ст. 226 и п. 2 ст. 226.1 НК РФ (организация является налоговым агентом).

Форма и формат уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов утвердит ФНС.

Единый налоговый платеж за налогоплательщика может произвести иное лицо. Однако иное лицо не вправе требовать возврата платежа из бюджетной системы РФ.

Налоговый орган на основе имеющейся у него информации (документов) самостоятельно произведет зачет средств в счет уплаты обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.

Для применения порядка уплаты налогов в виде единого налогового платежа в законопроекте предложено установить единые сроки уплаты налогов в бюджет и единые сроки предоставления деклараций по налогам и иным платежам.

Законопроектом предлагается установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года уплата налогов должна будет производиться не позднее 25 числа:
  • налог на добавленную стоимость должны уплачивать не позднее 25-го числа (так и было);
  • по налогу на прибыль авансовые платежи организации должны будут уплачивать не позднее 25-го числа, следующего за отчетным периодом, суммы налога, подлежащие уплате по истечении налогового периода, не позднее 25 марта года, следующего за налоговым периодом. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 25-го числа каждого месяца этого отчетного периода;
  • по налогу, уплачиваемый в связи с применением УСН, по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, авансовые платежи ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом В настоящее срок уплаты налога по УСН установлен в срок подачи декларации, то есть не позднее 31 марта года следующего за отчетным годом;
  • по налогу на имущество организаций налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В настоящее время налог подлежит уплате не позднее 1 марта, года следующего за отчетным, авансовые платежи по налогу не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетный периодом.
  • сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 25-го числа следующего календарного месяца (на февраль 2022 года срок – 15 число).
  • Транспортный налог и земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу и земельному налогу по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В настоящее время эти налоги подлежат уплате не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, авансовые платежи по налогу не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетный периодом.

Изменение сроков предоставления в налоговый орган деклараций

Законопроектом предлагается установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года налоговые декларации по налогам организации должны будут предоставлять не позднее 20-го числа:
  • по налогу на добавленную стоимость 20-го числа. В настоящее время - не позднее 25-го числа;
  • по налогу на прибыль организаций по итогам отчетных периодов не позднее 20 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, по итогам налогового периода не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • по налогу по УСН не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В настоящее время - не позднее 31 марта.
  • по налогу на имущество организации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В настоящее время установлен срок - 30 марта.
  • расчет по страховым взносам налогоплательщики должны будут предоставлять не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В настоящее время - не позднее 30 числа.
  • по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). В настоящее время - 30 марта.
  • по транспортному налогу и земельному налогу не предоставляются.

Вывод: пока сложно оценить возможное влияние предлагаемых изменений на работу некоммерческих организаций. Вероятно, единый срок уплаты налогов и единый срок представления налоговой отчетности позволит некоммерческим организациям своевременно представлять отчеты и платить налог. Тогда изменения будут носить позитивный характер.

15 февраля 2022 года Государственной Думой принят во втором чтении проект федерального закона №1226269-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (внесен 03.08.2021 Правительством РФ).
Законопроектом предлагается изменить порядок формирования и ведения реестра национально-культурных автономий. В настоящее время в соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ведение такого реестра осуществляется Министерством юстиции РФ (по состоянию на 28 февраля 2022 года в нем содержатся сведения о 1 252 зарегистрированных НКА). В соответствии с предлагаемыми изменениями функции ведения данного реестра должны быть переданы Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН). Порядок ведения реестра и состав включаемых в него сведений будет определен постановлением Правительства РФ, сведения в ФАДН для ведения реестра будут предоставляться Минюстом России.

Предлагается закрепить, что сообщение о предстоящем учреждении федеральной или региональной НКА должно быть направлено одним из инициаторов в ФАДН не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда). При этом, ФАДН вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной НКА.

Также законопроектом предлагается уточнить порядок формирования и деятельности консультативного совета по делам НКА при ФАДН, действующего на общественных началах.

Вывод: оценить положительный или отрицательный характер вносимых изменений можно только после принятия всех необходимых подзаконных актов и применения их норм на практике. Формально же на НКА никаких новых обязанностей не накладывается, а существующий в настоящее время порядок их регистрации и контроля деятельности не изменяется.
Законопроектом предлагается расширить установленный пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» перечень активов (за счет включения инвестиционных паев биржевых паевых инвестиционных фондов, а также клиринговых сертификатов участия), в которые можно осуществлять инвестирование денежных средств, составляющих целевой капитал некоммерческой организации.

Законопроектом предлагается изменить подход в отношении расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. В частности, устанавливается, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим ЦК (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. При этом он не может быть более 0,2 процента средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год. Кроме того, впервые расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, получили отдельное регулирование. Законопроектом предлагается оплачивать такие расходы за счет имущества, составляющего целевой капитал, находящегося в доверительном управлении, при этом размер расходов не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, за отчетный год.

Предлагается также предельный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывать от средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, за отчетный год. Законопроектом предлагается исключить компетенцию Банка России в части регулирования отдельных частных аспектов деятельности по установлению требований, направленных на ограничение рисков при заключении управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление целевым капиталом, договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также по установлению порядка и сроков расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании целевого капитала, отнеся их на условия договора доверительного управления между учредителем доверительного управления и управляющей компанией.

Вывод: непосредственно для НКО данный законопроект ничего особо не меняет, но в нем закреплен ряд преимуществ для управляющих компаний.
Проекты постановлений Правительства
Проектом постановления предлагается закрепить порядок подготовки и получения заключений, в соответствии с которым организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами (ч.ч. 3 и 4 ст. 105 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Выдача заключений осуществляется:

  • федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные образовательные организации, – соответствующим федеральным государственным образовательным организациям;
  • Министерством науки и высшего образования Российской Федерации – образовательным организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы ‎(за исключением ведомственных образовательных организаций других федеральных государственных органов);
  • Министерством просвещения Российской Федерации – образовательным организациям, реализующим основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования ‎и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения ‎(за исключением ведомственных образовательных организаций других федеральных государственных органов).

Проектом предлагается закрепить перечень необходимых для выдачи заключений документов и сроки.

Основаниями для отказа в выдаче заключения являются:

а) нахождение иностранной организации в Перечне иностранных ‎и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;

б) нахождение иностранного лица в Перечне иностранных лиц и лиц ‎без гражданства, которым не разрешен въезд на территорию Российской Федерации;

в) наличие у иностранного гражданина непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии ‎с федеральным законом.

В случае принятия проекта постановления, образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить в соответствии с Порядком заключения на заключенные ими ‎до 1 июня 2021 года договоры, за исключением договоров ‎об оказании образовательных услуг иностранным гражданам и договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.

Вывод: закрепление механизма получения образовательными организациями заключений, позволяющих заключить договор по вопросам образования с иностранными организациями и иностранными гражданами, исключит возможность заключения таких договоров с теми лицами, чья деятельность на территории РФ признана нежелательной.