Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Январь, 2023
Принятые или вступающие в силу федеральные законы и указы Президента РФ
В соответствии с разъяснениями Роскомнадзора, данная служба сможет на основании результатов мониторинга информационных ресурсов, СМИ, телерадиовещания, проведённого радиоконтроля привлекать к ответственности за нарушения российского законодательства. Принятие мер по итогам мониторинга проводится при обнаружении нарушений и отсутствии необходимости непосредственного взаимодействия с владельцем объекта проверки.

Ранее, с июля 2022 года, действовала норма, требовавшая в случае выявления нарушений законодательства проводить обязательную выездную проверку. Составление административного протокола без проведения проверки не допускалось.

В статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) введена новая часть 3.5, в соответствии с которой без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, может возбуждать дела об административных правонарушениях:

1) предусмотренных частями 1 - 2.1 и 4 статьи 13.11 (в случае поступления от физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих наличие события административного правонарушения), частью 1 статьи 13.21 (в случае поступления от средства массовой информации, совершившего административное правонарушение, данных, подтверждающих изготовление или распространение продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей) настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных статьей 6.13 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частями 3 и 4 статьи 6.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.1 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), частью 2 статьи 6.21.2 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьями 13.2.1, 13.4, частями 3, 5 и 5.1 статьи 13.11, частями 2 – 11 статьи 13.15 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации), статьей 13.15.1 (в части несвоевременного предоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых средствами массовой информации, за исключением изготовления или распространения продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей), частями 2, 2.1 и 3 статьи 13.21 (в части административных правонарушений, совершаемых с использованием средств массовой информации), статьей 13.22, частями 1 - 3 и 5 статьи 13.29, частями 1 и 1.1 статьи 13.31, статьями 13.34, 13.40, статьей 13.42 (в случаях нарушения порядка эксплуатации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования и нарушения требований законодательства к эксплуатации технических средств контроля за соблюдением требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации), статьями 13.42.1, 13.44, частями 1 и 3 статьи 13.45, частями 2, 3 и 5 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса;

2) предусмотренных частью 6 статьи 13.11, статьей 13.15.1 (в части непредоставления редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации), частью 1 статьи 13.21 (в части изготовления или распространения продукции незарегистрированных средств массовой информации), частью 4 статьи 13.29, частями 2 - 4 статьи 13.31, статьей 13.38, частью 4 статьи 14.1 (в части грубого нарушения лицензионных требований, выразившегося в необеспечении оператором связи требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий) настоящего Кодекса, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи.
Вывод: внесенные в закон изменения для НКО могут означать возможность привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обработки персональных данных без проведения проверки Роскомнадзором. Таким образом, существенно сокращается возможность исправления допущенных нарушений в процессе проверки, и, соответственно, возрастает риск привлечения НКО к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.
ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ: Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи;

ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ: Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

ч. 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ: Изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке.
ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ: Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ: Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

ч. 5.1 ст. 13.11 КоАП РФ: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи
ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ: Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния
В соответствии с внесенными изменениями некоммерческим организациям предоставлена возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России, но для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Законом исключены из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.
Вывод: принятие законопроекта позволит существенно упростить для НКО процедуру разработки устава, а также уменьшить его объем.
Принятые или вступающие в силу постановления
и распоряжения Правительства
Оба Постановления Правительства приняты в целях реализации законодательных изменений, вступающих в силу с 1 марта 2023 года, а именно новых частей 9 и 13 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с данными нормами, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) наделена полномочиями по принятию решения о запрете или ограничении трансграничной передачи персональных данных (ПДн) в целях:

  • защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан – по результатам рассмотрения уведомления оператора ПДн о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн;

  • защиты основ конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства - по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности;

  • обеспечения обороны страны - по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны;

  • защиты экономических и финансовых интересов Российской Федерации - по представлению федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

  • обеспечения дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации и других ее интересов на международной арене - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Таким образом, Роскомнадзор имеет право запретить или ограничить трансграничную передачу ПДн, как по результатам рассмотрения представляемых операторами ПДн уведомлений, так и по представлению ФСБ России, Минобороны России, МИД России и иных органов, уполномоченных Правительством или Президентом.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок подачи, содержание таких уведомлений и представлений, а также порядок их рассмотрения.

1. По результатам рассмотрения уведомления оператора ПДн.

Форма уведомления не установлена, но оно должно содержать в себе сведения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.01.2023 №24.

Уведомление оператора ПДн о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн рассматривается Роскомнадзором в течение 10 рабочих дней, служба имеет право запросить дополнительные сведения, которые должны быть представлены в течение 5 рабочих дней.

По результатам рассмотрения Роскомнадзором уведомления оператора ПДН решение о запрете трансграничной передачи ПДн может быть принято в случаях:

а) органами власти иностранного государства, иностранными физическими лицами, иностранными юридическими лицами, которым планируется трансграничная передача ПДн, не принимаются меры по защите передаваемых ПДн, а также не определены условия прекращения их обработки;

б) иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача ПДн, является организацией, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) иностранное юридическое лицо, которому планируется трансграничная передача ПДн, включено в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации;

г) трансграничная передача и дальнейшая обработка переданных ПДн несовместима с целями сбора ПДн;

д) трансграничная передача ПДн осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона.

Основаниями для ограничения трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан являются:

а) содержание и объем ПДн, планируемых к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи ПДн;

б) категории субъектов, ПДн которых планируются к трансграничной передаче, не соответствуют цели трансграничной передачи ПДн.

Оператор вправе повторно подать уведомление при устранении причин, повлекших запрещение или ограничение трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, не ранее чем через 10 рабочих дней после первоначального принятия Роскомнадзором решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан

2. По представлению уполномоченного органа власти.

В случае если решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн принято в отношении иностранного государства, такое решение дополнительно направляется операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн на территорию соответствующего иностранного государства, сведения о которых внесены в реестр операторов, осуществляющих обработку ПДн.

В случае если решение о запрещении или об ограничении трансграничной передачи ПДн принято в отношении конкретного оператора (операторов), такое решение дополнительно направляется соответствующему оператору (операторам). Если оператором ПДн устранены причины, послужившие основанием для запрета или ограничения трансграничной передачи ПДн, то он вправе направить в Роскомнадзор обращение об отмене ранее принятого решения (рассматривается в течение 10 рабочих дней).

Если устранены основания, в соответствии с которыми было принято решение о запрете или ограничении трансграничной передачи ПДн, Роскомнадзором принимается решение об их отмене, с извещением операторов ПДн.
Вывод: сами по себе принятые Постановления Правительства РФ направлены на техническую реализацию вступающих в силу законодательных изменений. Вместе с тем, необходимо отметить, что новые требования законодательства в части трансграничной передачи ПДн существенно осложняют деятельность операторов ПДн. Сложности, в первую очередь, связаны с размытостью самого законодательного определения трансграничной передачи ПДн, поскольку формально использование подавляющего большинства ресурсов/сервисов/приложений сети Интернет может быть признано трансграничной передачей ПДн, исходя из того, что серверы могут быть размещены за пределами Российской Федерации. При этом оператору ПДн практически невозможно проверить «трансграничность» используемых ресурсов/сервисов/приложений, даже условно считающихся отечественными.

14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
С 1 марта 2023 года также вступают в силу законодательные изменения, обязывающие всех операторов ПДн, намеревающихся осуществлять трансграничную передачу ПДн, направлять соответствующее уведомление в Роскомнадзор (ч. 3 ст. 12 ФЗ «О персональных данных»).
В соответствии со вступившим в силу с 1 декабря 2022 года Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», контроль за деятельностью иностранных агентов урегулирован отдельным Постановлением Правительства РФ.

Государственный контроль осуществляется Минюстом России в форме плановых и внеплановых проверок.

В рамках осуществления государственного контроля должностные лица Минюста России вправе:

а) запрашивать у органов управления юридических лиц распорядительные документы;

б) запрашивать у органов публичной власти, кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности контролируемых лиц;

в) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранными агентами мероприятиях;

г) проводить проверки;

д) выдавать обязательные для исполнения предписания.

Плановые проверки иностранных агентов проводятся Минюстом России не чаще, чем 1 раз в год (план проверок утверждается не позднее 1 ноября).

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным 255-ФЗ.

О проведении плановой проверки контролируемое лицо извещается не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала, о внеплановой проверке – за 24 часа до ее начала. Срок проведения проверки не превышает 20 рабочих дней (в случае проведения проверки на основании заявления об исключении из реестра иностранных агентов – 50 календарных дней).

По результатам проверки составляется акт, копия которого в течение 3 рабочих дней направляется контролируемому лицу.

По итогам государственного контроля Минюстом России могут приниматься следующие меры:
  • выдача обязательных для исполнения предписаний;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • направление в суд заявления о ликвидации юридического лица;
  • направление иностранному агенту мотивированного решения о запрете заявленной для осуществления программы (ее части).

Действия Минюста России по осуществлению государственного контроля за деятельностью иностранных агентом могут быть обжалованы в досудебном порядке (путем направления жалобы в Минюст России – рассматривается в течение 30 календарных дней) или в суде.
Вывод: новый порядок государственного контроля за деятельностью иностранных агентов не отличается от существовавших ранее механизмов контроля, фактически Постановлением Правительства РФ упорядочены прежде разрозненные нормы о контроле за деятельностью лиц, выполняющих функции иностранного агента (юридических лиц, незарегистрированных общественных объединений, СМИ, физических лиц).
Принятые ведомственные приказы
Принятие приказа обусловлено вступлением в силу с 1 сентября 2022 года Федерального закона от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) наделена полномочиями по установлению:

1. формы уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных;

2. формы уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных;

3. формы уведомления о прекращении обработки персональных данных.

Несмотря на то, что Приказ вступил в силу, форма уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных и форма информационного письма о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, содержащиеся на официальном сайте Роскомнадзора в настоящее время не обновлены.

В отличие от прежней формы уведомления об обработке ПДн, в новой форме необходимо указывать меньше информации о юридическом лице – операторе ПДн (исключены графы об ОКВЭД/ОКПО/ОКФС/ОКОГУ/ОКОПФ, о филиалах, о регионах обработки ПДн), в-остальном перечень вносимой в уведомление информации не изменился.

Приказ не содержит требования о повторном направления уведомления по новой форме для операторов ПДн, направивших его ранее.
Вывод: для НКО принятие Приказа существенной роли не играет, поскольку обязанность направить в Роскомнадзор уведомление о намерении осуществлять обработке ПДн не зависит от его формы. Утвержденные новые формы уведомлений представляются более понятными и простыми для заполнения.
Приказ принят в соответствии со вступающими в силу с 1 марта 2023 года изменениями, которые обязывают Роскомнадзор утвердить порядок и условия своего взаимодействия с операторами ПДн в рамках ведения реестра учета инцидентов.

Новая часть 3.1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» закрепляет, что в случае установления факта неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов ПДн, оператор обязан с момента выявления такого инцидента оператором, Роскомнадзором или иным заинтересованным лицом, уведомить об этом Роскомнадзор:

1) в течение 24 часов о произошедшем инциденте, о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, и предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента, а также предоставить сведения о лице, уполномоченном оператором на взаимодействие с Роскомнадзором по вопросам, связанным с выявленным инцидентом;

2) в течение 72 часов о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента, а также предоставить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии).

Приказом установлено, что взаимодействие Роскомнадзора с операторами ПДн осуществляется в форме направления последними уведомления, содержащего:
  • информацию о произошедшем инциденте (первичное уведомление);
  • информацию о результатах внутреннего расследования (дополнительное уведомление).

В первичное уведомление включаются:

1. сведения:

  • о произошедшем инциденте (дату и время выявления инцидента, характеристику (характеристики) ПДн (содержание базы данных, ставшей доступной неограниченному кругу лиц в результате неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) ПДн (далее - скомпрометированная база данных), количество содержащихся в ней записей. Дополнительно оператор может представить информацию об актуальности скомпрометированной базы данных, а также о периоде, в течение которого собраны персональные данные);

  • о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн (предварительные причины неправомерного распространения ПДн, повлекшего нарушение прав субъектов ПДн);

  • о предполагаемом вреде, нанесенном правам субъектов ПДн (результаты предварительной оценки вреда, который может быть нанесен субъектам ПДн, в связи с неправомерным распространением ПДн, а также последствия такого вреда, проведенной в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»);

  • о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента (перечень принятых оператором организационных и технических мер по устранению последствий инцидента в соответствии со статьями 18.1, 19 Федерального закона «О персональных данных»);

  • о лице, уполномоченном оператором на взаимодействие с Роскомнадзором по вопросам, связанным с выявленным инцидентом;

2. данные оператора, направившего уведомление;

3. иные сведения и материалы, находящиеся в распоряжении оператора, в том числе об источнике получения информации об инциденте, а также подтверждающие принятие мер по устранению последствий инцидента (при наличии).

Дополнительное уведомление должно содержать сведения:

1. о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента (информация о причинах, повлекших нарушение прав субъектов ПДн, и вреде, нанесенном правам субъектов ПДн, о дополнительно принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента (при наличии), а также о решении оператора о проведении внутреннего расследования с указанием его реквизитов);

2. о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии) (фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица оператора с указанием должности (если причиной инцидента стали действия сотрудника оператора), фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица, действия которых стали причиной выявленного инцидента, IP-адрес компьютера или устройства, предполагаемое местонахождение таких лиц и (или) устройств (если причиной инцидента стали действия посторонних лиц) и иные сведения о выявленном инциденте, имеющиеся в распоряжении оператора).

Уведомления направляются в произвольной форме в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (на Портале персональных данных Роскомнадзора после прохождения процедуры идентификации и аутентификации с использованием ЕСИА (госуслуги) и при наличии ЭЦП).

При получении Роскомнадзором первичного уведомления в адрес оператора ПДн по электронной почте направляются номер и ключ уведомления, которые используются впоследствии при подаче дополнительного уведомления.

Роскомнадзор вправе направить запрос о предоставлении недостающих сведений и пояснений, которые должны быть представлены в течение 3 рабочих дней.

Приказ не устанавливает каких-либо последствий для оператора ПДн по итогам рассмотрения Роскомнадзором уведомлений об инцидентах, однако, можно предположить, что в определенных случаях может идти речь о привлечении оператора ПДн к административной ответственности по ч. 6 ст. 13.11 КоАП за «невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния» (штраф на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей).
Вывод: сам по себе Приказ Роскомнадзора является технической реализацией вновь закрепленной в законодательстве процедуры уведомления об инцидентах с персональными данными. В то же время, законодательное закрепление такой процедуры увеличивает риски привлечения к административной ответственности операторов ПДн, в том числе НКО.
Федерального закона от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Проекты федеральных законов

О прекращении действия международных договоров в РФ

В соответствии с текстом законопроекта предлагается с 16 марта 2022 года считать прекратившими действие в отношении Российской Федерации следующих международных договоров:

1) Устав Совета Европы от 5 мая 1949 года;

2) Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года;

3) Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 6 ноября 1952 года;

4) Второй протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (Положения, касающиеся членов Европейской комиссии по правам человека) от 15 декабря 1956 года;

5) Четвертый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (Положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека) от 16 декабря 1961 года;

6) Пятый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 18 июня 1990 года;

7) Шестой протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 5 марта 1996 года;

8) Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;

9) Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 года;

10) Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения от 6 мая 1963 года;

11) Протокол N 3 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о внесении изменений в статьи 29, 30 и 34 Конвенции от 6 мая 1963 года;

12) Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней, от 16 сентября 1963 года;

13) Протокол N 5 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о внесении изменений в статьи 22 и 40 Конвенции от 20 января 1966 года;

14) Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 22 ноября 1984 года;

15) Протокол N 8 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 19 марта 1985 года;

16) Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией, от 11 мая 1994 года;

17) Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года;

18) Протокол N 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, от 24 июня 2013 года;

19) Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 года;

20) Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года;

21) Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года.
Вывод: проект федерального закона денонсирует часть международных соглашений Российской Федерации, в том числе в части защиты прав и свобод человека.

О СОНКО

23 января 2023 года на рассмотрение Государственной Думы РФ сенаторами А.А. Турчаком, И.В. Рукавишниковой, Д.С. Лантратовой, А.Г. Шейкиным; депутатами О.Н. Занко, А.Е. Хинштейном, А.В. Горелкиным, А.И. Немкиным внесен проект федерального закона №281856-8 «О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Законопроектом предлагается дополнить пункт 12 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новыми абзацами 2 и 3 следующего содержания:

«Информационная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления путем оказания и (или) содействия в оказании услуг по предоставлению вычислительных мощностей для функционирования информационной системы социально ориентированной некоммерческой организации. В целях обеспечения доступа пользователей к информации, размещаемой на официальном сайте социально ориентированной некоммерческой организации в сети "Интернет", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, может оказываться информационная поддержка таким некоммерческим организациям в форме содействия в автоматизированном создании официальных сайтов в сети "Интернет" и (или) обеспечении их функционирования путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Информационная поддержка, указанная в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Порядок осуществления информационной поддержки, указанной в абзаце втором настоящего пункта, определяется Правительством Российской Федерации.».

Таким образом, в порядке, который должен быть определен постановлением Правительства РФ, Роскомнадзор предлагается наделить полномочиями по содействию СОНКО (включенным в соответствующий реестр Минэкономразвития России) в техническом создании своих официальных сайтов через ЕСИА (портал госуслуг).
Вывод: предлагаемые изменения представляются положительными, поскольку помогут СОНКО, не обладающими достаточными средствами и ресурсами для разработки собственного сайта, создать его для осуществления своей уставной деятельности. В то же время, реализация данной инициативы во-многом будет зависеть от содержания подзаконных актов, принятых в ее развитие.
Проекты ведомственных приказов
О мониторинге в Интернете
В соответствии с проектом, мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», проводится в целях выявления информации и (или) сайтов в сети «Интернет», и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», и (или) информационных систем, и (или) программ для электронных вычислительных машин, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В-частности, мониторингу будут подлежать сайты и страницы сайтов в сети Интернет иностранных агентов.

Следует отметить, что формально приказ не обязывает радиочастотную службу Роскомнадзора (а именно ее предлагается наделить полномочиями по мониторингу) устанавливать факт принадлежности того или иного сайта (страницы).
Вывод: проект приказа Роскомнадзора затрагивает интересы иностранных агентов (как юридических, так и физических лиц) в части распространения ими информации на сайтах или страницах в социальных сетях.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
Об иноагентах
Министерство финансов Российской Федерации в своем письме 29 декабря 2022 года №24-07-07/129469 «О рассмотрении обращения» уточнило, что Федеральным законом от 05.12.2022 №498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 5 статьи 3 Закона №223-ФЗ, согласно которым участниками закупок не могут быть юридические лица и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Юридические лица и физические лица, являющиеся иностранными агентами в соответствии с Законом №255-ФЗ, не вправе принимать участие в закупках.

Согласно части 4 статьи 1 Закона №255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона №255-ФЗ, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
О трудовых отношениях с руководителем НКО
Минтруд России разъяснил, что по вопросу о возможности выполнения функций руководителя юридического лица (лица, имеющего право действовать без доверенности) на основании решения высшего органа управления некоммерческой организации (далее - НКО) без заключения трудового договора действующим законодательством предусматриваются следующие варианты оформления отношений между НКО и ее руководителем:
  • заключение трудового договора;
  • заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
  • назначение физического лица руководителем НКО в соответствии с протоколом общего собрания или иным документом, в котором выражено решение учредителей НКО (или уполномоченных в соответствии с уставом НКО лиц), на которого возлагается функционал единоличного исполнительного органа.

При условии отсутствия в отношениях между руководителем и НКО признаков трудовых отношений или признаков осуществления работы по гражданско-правовому договору, а также при условии отсутствия заработной платы или вознаграждения за выполнение трудовых функций (функций по гражданско-правовому договору), руководитель НКО не может быть отнесен к кругу застрахованных лиц в целях Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Работающие безвозмездно лица, осуществляющие руководящие функции в НКО, в отношении которых не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, относятся к неработающим лицам, и страховые пенсии им индексируются как неработающим пенсионерам.

Таким образом, руководители НКО, осуществляющие свою деятельность не на основании трудового договора, а, например, на основании гражданско-правового договора, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации документа, предусматривающего полномочия гражданина как руководителя НКО, не могут быть признаны безработными, поскольку являются занятыми согласно Закону о занятости, в частности, статье 2.

Дополнительно сообщается, что согласно статье 2 Закона о занятости незанятыми могут признаваться исключительно учредители (участники) НКО, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →