Правовая команда
Обзор изменений некоммерческого законодательства за 2022 год
Государственный контроль (надзор)
Об иностранных агентах
Реформировано законодательство, регулирующее деятельность иностранных агентов: все нормы об иностранных агентах объединены в одном федеральном законе, расширен перечень запретов и ограничений для иностранных агентов, частично ужесточена ответственность таких лиц, расширены полномочия Минюста России.
Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»

Суть нового закона состоит в объединении в одном федеральном законе разрозненных норм о регулировании деятельности различных лиц, получивших статус «выполняющих функции иностранного агента».). Ранее существовали четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранного агента – некоммерческих организаций, иностранных средств массовой информации (в т.ч. российских юридических лиц и физических лиц), незарегистрированных общественных объединений, физических лиц.

В новом законе все четыре существующие различные понятия сводятся до единого термина «иностранный агент».

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее следующие виды деятельности:
  • политическая деятельность;
  • целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;
  • распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов.

Предполагается, что статус иностранного агента лицо приобретает со дня принятия Минюстом России решения о включении в реестр иностранных агентов и прекращает со дня принятия решения об исключении лица из реестра.

Отдельно от реестра иностранных агентов будет также вестись единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. Понятие аффилированности при этом отдельно не раскрывается. В действующем законодательстве понятие аффилированности урегулировано недостаточно четко, а применение по аналогии имеющихся определений в отношении НКО затруднительно из-за их привязки к предпринимательской деятельности. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не подлежит опубликованию, а создается в целях проверки Минюстом России кандидатов по запросу избирательных комиссий.

Все обязанности, возлагаемые на иностранных агентов, например о сообщении своего статуса, о маркировке материалов и др., объединены в одной статье (ст. 9).

Также на все виды иностранных агентов, не имеющих статуса юридического лица, распространена обязанность учредить российское юридическое лицо в целях распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Ранее такая обязанность была установлена лишь для лиц, признанных выполняющими функции иностранного агента в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Для иностранных агентов установлен большой перечень запретов и ограничений (ст. 11), например, принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти, осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях и др.
В целях внесения коррелирующих изменений в другие федеральные законы принят Федеральный закон от 05.12.2022 №498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения в части ответственности иностранных агентов закреплены в Федеральном законе от 29.12.2022 №582-ФЗ «О внесении изменений в статьи 239 и 330-1 Уголовного кодекса Российской Федерации» и Федеральном законе от 29.12.2022 №622-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом изменены статьи УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность иностранных агентов.

В статье 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, увеличены предельные размеры наказания (максимальный срок лишения свободы за создание такой НКО увеличен с 3 до 6 лет, за участие в ее деятельности – с 2 до 4 лет).

В статье 330.1 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за уклонение от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, изменена терминология, но существовавшие ранее размеры наказаний не изменились: за уклонение от представления документов для включения в реестр и за нарушение порядка деятельности иностранного агента, если это лицо ранее в течение 1 года дважды подвергалось административному наказанию, предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, а за непредставление документов для включения в реестр лицом, осуществляющим сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ, максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Законом внесены изменения в статьи 13.15, 19.34 КоАП РФ в части административной ответственности иностранных агентов.

В статье 13.15 КоАП (Злоупотребление свободой массовой информации) изменена терминология, но размеры наказаний остались прежними (за распространение в СМИ информации об иностранных агентах без указания на такой статус предусмотрен штраф для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей, для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей).

В статье 19.34 КоАП (Нарушение порядка деятельности иностранного агента) изменена терминология, составы административных правонарушений унифицированы для всех видов иностранных агентов.

Составы административных правонарушений образуют осуществление деятельность иностранного агента без подачи заявления о включении в соответствующий реестр, нарушение порядка предоставления и опубликования отчетности, несообщение о наличии статуса иностранного агента, производство и распространение материалов (информации) без указания на статус, несоблюдение предусмотренных законом ограничений. За совершение большинства из этих правонарушений в качестве наказания предусмотрен штраф на граждан от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 300 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

В целях реализации норм Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» принят еще ряд нормативных правовых актов:












Cт. 53.2 ГК РФ и ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
ФЗ «О банках и банковской деятельности», «О средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др., а всего в 40 федеральных законов. Внесенные изменения направлены на реализацию ограничений и запретов, установленных для иностранных агентов.
О проверках
Изменен административный регламент осуществления Минюстом России своих контрольных функций за деятельностью НКО. Принятие нового административного регламента Минюста по проведению проверок носит негативный характер для НКО, поскольку при его разработке Минюстом России чрезмерно широко истолкован пп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», позволяющий запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия. Таким образом, в перечень документов, истребуемых у НКО в рамках проверки, необоснованно включены, например, «содержательные отчеты по грантам», «содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации» и др., которые очевидно распорядительными документами не являются. Также в данный перечень включены документы, не соответствующие законодательству, например, «сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии)», поскольку в ФЗ «О некоммерческих организациях» фигурируют исключительно «структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций», а Гражданском кодексе РФ такой термин вообще отсутствует. Некоторые пункты перечня документов, например, «документы по сайту некоммерческой организации» или «публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет" (при наличии)», требуют конкретизации.

11 января 2022 года вступил в силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 №274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации».

Ранее действовавший Приказ Минюста России от 30.12.2011 №456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» утратил свою силу.

Одним из основных изменений в новом регламенте является закрепление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой некоммерческой организации (п. 14).

В новом регламенте (п. 93) существенно увеличены сроки рассмотрения должностными лицами Минюста документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении (представлении), вынесенном в адрес НКО: 30 календарных дней вместо 2 рабочих дней;

В п. 117 нового регламента приведен примерный перечень случаев, в которых представитель проверяемой организации вправе обратиться с жалобой на нарушения при проведении проверки.

О планах проверок
Внесены временные изменения в порядок осуществления контрольных мероприятий в 2022 и 2023 годах.

Первоначально было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В соответствии с данным Постановлением, проведение плановых проверок в 2022 году отменено, за исключением случаев, если объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Внеплановые проверки Минюстом России деятельности НКО в 2022 году были возможны по большинству оснований, предусмотренных п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но с извещением органов прокуратуры.

Также в 2022 году допускалось проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований (размещение перечней НПА, информирование, обобщение практики, направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).

Позднее было принято
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 №1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336».

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ, в планы контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок на 2023 год включаются плановые мероприятия и проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Такие ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход. Это означает, что планирование контрольно-надзорной деятельности Минюста России в отношении НКО на 2023 год осуществляется в обычном режиме, без учета вышеуказанных ограничений. В то же время, планирование проверок органов пожарного надзора, трудовых инспекций, Роскомнадзора и других органов государственного контроля (надзора), применяющих риск-ориентированный подход, подпадает под установленные ограничения.

Для контролируемых лиц, которые будут включены в планы на 2023 года предоставляется право за 2 месяца до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия обратиться в контролирующий орган с просьбой о проведении профилактического визита. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за 1 месяц до начала контрольного (надзорного) мероприятия и не отменяет его проведение;

В планы контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год не включаются мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит.

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правила проведения профилактического визита закреплены в ст. 52 Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», его суть состоит в информировании об обязательных требованиях, консультировании, сборе сведений, необходимых для отнесения к категории риска.
О подготовке к проверке
Органы государственной власти, наделенные контрольно-надзорными полномочиями, утвердили проверочные листы (списки контрольных вопросов), в соответствии с которыми проводятся контрольные мероприятия. Данные проверочные листы (списки контрольных вопросов) помогут НКО подготовиться к проверке и самостоятельно оценить, насколько правильно НКО соблюдает обязательные требования.

28 февраля 2022 года опубликованы:



Ответственность НКО
О штрафах
В КоАП РФ внесены изменения, направленные на существенное снижение штрафов для НКО за совершение административных правонарушений и смягчение ответственности.
Федеральный закон от 26 марта 2022 года №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». [1]

В КоАП РФ внесены следующие изменения:

1. Закреплено назначение в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа. В соответствии с предыдущей редакцией ч. 3 ст. 3.4 КоАП, наказание в виде административного штрафа могло быть заменено предупреждением в вышеуказанных случаях, т.е. замена не применялась автоматически.

2. Размер административного штрафа для юридических лиц – СОНКО, включенных в соответствующий реестр, и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, по соответствующим статьям (частям статей) раздела II КоАП РФ (или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается в размере, предусмотренном не для юридических лиц, а для индивидуальных предпринимателей (для этого вводится новая статья 4.1.2 КоАП). Если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено, то размер штрафа не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица – не менее минимального размера штрафа для такого лица).

3. В статье 2.1 КоАП устанавливается ограничение по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника. Юридическое лицо предлагается освободить от административной ответственности за административное правонарушение, за которое его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

4. В статье 4.4 КоАП установлен запрет на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, т.е. за несколько идентичных правонарушений наказание будет назначаться как за одно. В случае выявления нескольких административных правонарушений, предусмотренных разными составами, применяется одно наказание, но наиболее строгое из предусмотренных соответствующими статьями КоАП.
О решениях ЕСПЧ
В законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми деятельность Европейского Суда по правам человека, его решения и сложившаяся практика никак не будут учитываться российской судебной системой при вынесении или пересмотре своих решений, компенсации, присужденные ЕСПЧ не могут быть выплачены, а подозреваемым, обвиняемым или осужденным, находящимся в следственных или исправительных учреждениях, не могут быть предоставлены свидания с защитниками в связи с обращением в ЕСПЧ.
Федеральный закон от 11 июня 2022 года №183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Суть внесенных изменений состоит в исключении из российского законодательства норм о представительстве Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека, гарантиях права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обращение в ЕСПЧ, а также учете и исполнении решений ЕСПЧ:

  • деятельность ЕСПЧ, его решения и сложившаяся практика никак не будут учитываться российской судебной системой при вынесении или пересмотре решений и приговоров;
  • компенсации, присужденные ЕСПЧ после 15 марта 2022 года, не могут быть выплачены;
  • подозреваемым, обвиняемым или осужденным, находящимся в следственных или исправительных учреждениях, не могут быть предоставлены свидания с защитниками в связи с обращением в ЕСПЧ.

Постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Выплаты денежной компенсации по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, производится исключительно в российских рублях на счета в российских кредитных организациях и не может быть произведена на счета в иностранных кредитных организациях, расположенных в иностранных государствах, совершающих недружественные действия в отношении РФ.

В законах содержится оговорка, о том, что в целях исполнения постановлений ЕСПЧ, вступивших в силу до 15 марта 2022 года включительно, судами и впредь могут применяться исключенные законодательные нормы.
Организационная деятельность НКО
Об уставе
Для НКО существенно упрощена процедура разработки устава и закреплено право использования типового устава.
Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №535-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 1 марта 2023 года).

В соответствии с внесенными изменениями некоммерческим организациям предоставлена возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным органом – Минюстом России, но для общественных объединений такой возможности не предусматривается.

Законом исключены из обязательных положений уставов НКО и общественных объединений сведения об источниках формировании имущества НКО, о порядке внесения изменений в устав НКО, сведения о филиалах и представительствах, о порядке реорганизации и ликвидации, поскольку эти положения, как правило, дублируют нормы закона. При желании организации могут оставить в своих уставах названные выше сведения, а могут и отказаться от их включения.

О персональных данных
Существенно изменены в сторону ужесточения требования законодательства в сфере обработки персональных данных.
Федеральный закон от 14 июля 2022 года №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Закон вступил в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 марта 2023 года.

Внесенные изменения в ФЗ «О персональных данных», в частности, касаются:
  • уточнения понятийного аппарата закона;
  • конкретизации перечня обязанностей лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора;
  • установления запрета на обязательность предоставления биометрических персональных данных, если она не предусмотрена законом;
  • полного изменения порядка осуществления трансграничной передачи персональных данных, закрепления полномочий Роскомнадзора по ее запрету (изменения вступят в силу с 1 марта 2023 года);
  • уточнения обязанностей оператора по предоставлению информации субъекту персональных данных, в т.ч. сокращения сроков ее предоставления;
  • закрепления обязанностей Роскомнадзора по утверждению требований к оценке возможного вреда субъектам персональных данных и требований к подтверждению уничтожения персональных данных;
  • закрепления процедур информирования оператором персональных данных Роскомнадзора об инцидентах с персональными данными (неправомерная или случайная передача или распространение) и о результатах их внутреннего расследования (изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года);
  • существенного сокращения перечня исключений, ранее позволявших оператору персональных данных не направлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных. Это фактически означает, что подавляющее большинство операторов персональных данных обязаны такое уведомление направить и быть включенными в реестр операторов персональных данных.
Об общественных объединениях
Для общественных движений упрощен порядок принятия управленческих решений.
Федеральный закон от 4 ноября 2022 года №426-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В соответствии с внесенными изменениями на общественные движения распространены нормы, касающиеся полномочий постоянно действующего руководящего органа, ранее действовавшие лишь в отношении общественных организаций.

Ранее Федеральным законом от 02.06.2016 №179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 20.12.2017 №404-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» для общественных организаций была предусмотрена возможность отнесения уставом общественной организации полномочий по утверждению годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятию решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждению аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образованию и досрочному прекращению полномочий единоличного исполнительного органа к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации. Эта норма не только позволила общественным организациям своевременно принимать решения по актуальным вопросам своей деятельности, но и снизила расходы на проведение дорогостоящих и более масштабных съездов (конференций) или общих собраний. Вместе с тем, аналогичная возможность не была установлена для общественных движений, что осложняло их деятельность.

О национально-культурных автономиях
Изменен порядок учреждения национально-культурных автономий и порядок ведения их реестра. При этом порядок осуществления деятельности НКА не изменяется, никаких новых обязанностей или ограничений на них не накладывается.
Федеральный закон от 01.04.2022 №89-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О национально-культурной автономии».

Законом изменен порядок формирования и ведения реестра национально-культурных автономий. Ранее в соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ведение такого реестра осуществлялось Министерством юстиции РФ. В соответствии с внесенными изменениями функции ведения данного реестра должны быть переданы Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН). Порядок ведения реестра и состав включаемых в него сведений определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2022 №1403 «О порядке ведения реестра национально-культурных автономий», сведения в ФАДН для ведения реестра будут предоставляться Минюстом России.

Закреплено, что сообщение о предстоящем учреждении федеральной или региональной НКА должно быть направлено одним из инициаторов в ФАДН не менее чем за 3 месяца до проведения учредительной конференции (съезда). При этом, ФАДН вправе направлять своих представителей для участия в учредительной конференции (съезде) федеральной или региональной НКА.

Также уточнен порядок формирования и деятельности консультативного совета по делам НКА при ФАДН, действующего на общественных началах.

О просветительской деятельности
Утверждены правила осуществления просветительской деятельности, процедуры согласования программ, особенности осуществления просветительской деятельности отдельными лицами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 года № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».

Постановление принято в соответствии с частью 3 статьи 122 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Определены формы осуществления просветительской деятельности:
  • лекции,
  • презентации,
  • семинары,
  • мастер-классы,
  • круглые столы,
  • дискуссии и
  • иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», т.е. любое публичное распространение информации.

В программе просветительской деятельности, которую в Министерство просвещения РФ обязаны подать НКО, осуществляющие просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и на бюджетные средства, должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила осуществления просветительской деятельности не распространяются на:
  • культурно-просветительскую деятельность религиозных организаций,
  • просветительскую деятельность педагогических работников образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся этих организаций, их родителей (законных представителей). Учителя могут ничего не согласовывать и вообще не знать об этих правилах.

Контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется Минпросвещения без взаимодействия с организатором просветительской деятельности, таким образом организация может и не знать о проведении контрольных мероприятий.
О рекламе
Законодательно установлены требования к размещению рекламы в сети Интернет.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 №347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе».

В ФЗ «О рекламе» введена новая статья 18.1, регулирующая порядок размещения рекламы в сети Интернет.

Особого внимания для НКО заслуживают две нормы:

1. Всю информацию о рекламе, которая размещена в интернете и которая направлена на российских потребителей, нужно передавать в Роскомнадзор через специального оператора рекламных данных, который будет определен на основании Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 №966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» в самое ближайшее время.

Состав информации, которую необходимо передавать, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 №1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Необходимо помнить, что ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так что обычные сообщения о деятельности или о мероприятиях, проводимых НКО без цели извлечения прибыли, не будут попадать и под нормы о передаче информации в Роскомнадзор. Кроме того, специально отмечено, что эти нормы не распространяются на операторов социальной рекламы.

2. Всю рекламу в интернете нужно сопровождать специальной пометкой и указанием на рекламодателя. Пометка должна в обязательном порядке содержать слово «реклама» и информацию о рекламодателе, наименование, адрес сайта или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

НКО в случае размещения рекламы должны более внимательно подходить к вопросу о маркировке рекламной информации в связи с тем, что ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает значительные штрафы за нарушение законодательства о рекламе (штраф для граждан – до 2 500 рублей, для юридических лиц — до 500 000 рублей).
Об использовании в наименовании слов «Россия»
и «РФ»
Упрощены процедуры, связанные с сохранением права у НКО использовать в своих наименованиях официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, при смене своего наименования, организационно-правовой формы или реорганизации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 №2107 «О внесении изменения в Правила выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в наименованиях НКО допускается использование слов «Российская Федерация», «Россия», а также производных от них только по специальному разрешению, выдаваемому в установленном Правительством РФ особом порядке (если иное не предусмотрено федеральными законами).

Порядок установлен Правилами выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» (далее – Правила).

Новое Постановление Правительства РФ дополняет Правила пунктом 14, предусматривающим возможность тем НКО, которые получили разрешение на использование в своем наименовании официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования в установленном порядке, сохранить это право при изменении своего наименования или организационно-правовой формы. А те разрешения на использование, которые были выданы в порядке, действовавшем до вступления в силу Правил (т.е. до 4 октября 2010 года), сохраняют свое действие. Это означает, что при приятии решения об изменении наименования или реорганизации те НКО, которые ранее получили право использовать слова «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от них, не должны заново получать разрешение на использование указанных слов.
Финансовая и налоговая сферы
О едином налоговом платеже
С 1 января 2023 года все юридические лица и ИП будут уплачивать налоги и взносы одной платежкой, не по добровольному выбору (как в 2022 году (ст. 45.2 НК РФ), а по общему порядку.
Федеральный закон от 14 июля 2022 года №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Единый налоговый платеж (ЕНП) – это денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом для исполнения совокупной обязанности в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, а также взысканные с него.

В совокупную обязанность включаются суммы налогов, авансовых платежей, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые обязана уплатить организация (подп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ). Совокупная обязанность учитывается налоговым органом на едином налоговом счете (ЕНС) по каждой организации и ИП в рублях и формируется, в частности, на основе данных налоговых деклараций (расчетов), в том числе уточненных, уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов. Обязанность формируется со дня представления таких отчетных документов, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога (сбора, авансовых платежей, страховых взносов).
Об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования
С 1 января 2023 года Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования объединяются в Социальный фонд России (СФР). Внесенные в законодательство изменения существенно перестраивают правила работы с физическими лицами, представления отчетности. Определить, являются они позитивными или негативными, не представляется возможным, так как необходимо время на перестройку процессов.
Новая структура будет работать на основании Федерального закона от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Параллельно с техническим объединением внебюджетных фондов были внесены значительные изменения в законодательство, регламентирующие правила начисления страховых взносов.

Федеральный закон от 14.07.2022 №239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения», вступающий в силу с 1 января 2023 года устанавливает единую предельную базу для исчисления взносов для начисления по трудовым и гражданско-правовым договорам. На 2023 год она равно 1 917 тысяч рублей.

С 2023 года устанавливается единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов). До достижения установленной границы начисления тариф страховых взносов устанавливается в размере 30%, свыше – 15,1%.

Единый тариф страховых взносов суммирует в себе разделенные ранее тарифы 20% на пенсионное страхование, 5,1% - медицинское и 2,9% - социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Для некоммерческих и благотворительных организаций, которые соответствуют критериям, определенным ст. 427 Налогового кодекса РФ, на 2023-2024 гг. устанавливается пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, если единая предельная база не превышена и 0% сверх нее.

Перечислять страховые взносы нужно в составе единого налогового платежа (ЕНП). Исключение составляют страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (0,2%), они начисляются и уплачиваются отдельно от остальных и их администрирует СФР.

У заказчиков с 2023 года появляется обязанность начислять в составе единого тарифа взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на вознаграждения в рамках договоров гражданско-правового характера (договорам ГПХ). Таким образом, при соблюдении определенных условий исполнители по договорам ГПХ получают право на больничные.

Условия для исполнителей по договорам ГПХ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 №2310 «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с данным документом право на больничный возникает у исполнителя по ГПХ в том случае, если общая сумма начисленных и уплаченных за него заказчиком/работодателем страховых взносов превышает стоимость страхового года. Стоимость страхового года определяется в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Она равна 2,9 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз. Если в районе нахождения исполнителя применяются районные коэффициенты, стоимость страхового года рассчитывается с их учетом.

Отчетность и сроки ее представления для страхователей в 2023 году также меняются.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №239-ФЗ с 01 января 2023 года страхователи должны представлять:
  • Расчет по взносам до 25-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом, а не до 30-го числа, как было в 2022 г.
  • Персонифицированные сведения о физических лицах за месяц, включающие персональные данные и данные о выплатах – не позднее 25-го числа следующего месяца.

Формы отчетов обновлены Приказом ФНС России от 29.09.2022 №ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме».

Кроме того страхователи должны направлять в Социальный фонд России единую форму сведений ЕФС-1, утвержденную Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 №245п «Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения».

Эта форма состоит из нескольких разделов, каждый из которых заменяет ранее действовавшие формы СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС.

Например, вместо СЗВ-ТД необходимо подавать раздел 1.1 формы ЕФС-1. Сроки его представления не изменились – 1 рабочий день с даты заключения договора, только с 2023 года сдавать форму необходимо и по трудовым договорам, и по договорам ГПХ. Данные по исполнителям по договорам ГПХ включаются и в сведения о страховом стаже.
О внесении денежных средств на расчетный счет НКО
Упрощена процедура внесения наличных денежных средств на расчетный счет НКО с использованием банкоматов.
Федеральный закон от 6 марта 2022 года №35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14-2 Федерального закона «О национальной платежной системе» и статьи 1-1 и 4-7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (вступает в силу с 3 сентября 2022 года).

В соответствии с изменениями, юридические лица, в частности, некоммерческие организации, получат возможность вносить денежные средства на свой расчетный счет с использованием банкоматов. Закон устанавливает правила для оборота таких денежных средств между кредитными организациями и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями, или индивидуальными предпринимателями, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций).
Государственная поддержка НКО
О реестре СОНКО
Объединены реестр СОНКО – получателей господдержки и реестр НКО, наиболее пострадавших в условиях коронавирусных ограничений.
C 1 января 2022 года вступили в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

В соответствии с данными законодательными изменениями в единый реестр объединены:
  • реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Ведение объединенного реестра отнесено к компетенции Минэкономразвития России.

В реестр включаются НКО:
  • являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации ‎по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления один раз и более в течение 3 лет на момент включения в реестр;
  • являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;
  • являющиеся поставщиками социальных услуг;
  • являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими ‎на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными ‎в установленном законодательством Российской Федерации порядке ‎и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;
  • являющиеся получателями имущественной поддержки предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

НКО, соответствующие вышеуказанным критериям, должны обратиться в Общественную палату РФ или в общественную палату субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют запрос в органы, уполномоченные на включение в реестр и получают мотивированный ответ.

В реестр не может быть включена некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Актуальный реестр СОНКО размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
Благотворительность и добровольчество
Об оплате услуг связи волонтерам
Законодательно закреплено право добровольцев (волонтеров) на оплату услуг связи и освобождения данных доходов от налогообложения.
Федеральный закон от 21 ноября 2022 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон от 21 ноября 2022 года №440-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (оба вступают в силу с 1 января 2023 года).

Принятые изменения направлены на нормативную правовую регламентацию права добровольцев (волонтеров) на получение поддержки в форме предоставления оплаты услуг связи и включение данного вида доходов физических лиц в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), наравне с остальными доходами, полученными добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.

Ранее в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», добровольцы (волонтеры) имели право получать поддержку в поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.
Иные изменения законодательства
О деятельности ОНК
Конкретизированы основы деятельности общественных наблюдательных комиссий, упрощены некоторые процедуры, повышена прозрачность деятельности ОНК.
Федеральный закон от 5 декабря 2022 года №497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (вступает в силу с 4 июня 2023 года).

Основные внесенные в закон изменения сводятся к следующим:
  • перечень НКО, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, дополнен ассоциациями (союзами), фондами, автономными некоммерческими организациями. Ранее в законе фигурировали лишь общественные объединения;
  • введены положения о независимости ОНК от органов власти, о недопустимости вмешательства политических партий, международных и иностранных организаций (объединений) в сферу деятельности ОНК;
  • оптимизируется финансовая деятельность ОНК за счет бюджетов общественных палат субъектов РФ;
  • необходимый срок правозащитной деятельности НКО, имеющей право выдвигать кандидатов в ОНК, сокращается с 5 до 3 лет.
Бесплатные консультации
Мы проводим консультации онлайн и очно.
Вы можете получить консультации юриста, бухгалтера или налогового эксперта.
Это всегда бесплатно для НКО.

ПОДРОБНЕЕ →
Юридические и бухгалтерские услуги
Не нужно разбираться в бумагах и законах: мы возьмем это на себя. Вы получаете поддержку целой команды по цене одного сотрудника.
Выберите разовую услугу или постоянное сопровождение.

ПОДРОБНЕЕ →