Правовая команда
Обзор некоммерческого законодательства
Январь, 2022
Принятые ведомственные приказы

Принятые или вступающие в силу
федеральные законы
В соответствии с данными законодательными изменениями в единый реестр объединены:

  • реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Ведение объединенного реестра отнесено к компетенции Минэкономразвития России.


В реестр будут включаться НКО:

  • являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации ‎по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее – организация, уполномоченная на предоставление грантов), или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления один раз и более в течение 3 лет на момент включения в реестр;
  • являющиеся исполнителями общественно полезных услуг;
  • являющиеся поставщиками социальных услуг;
  • являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими ‎на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными ‎в установленном законодательством Российской Федерации порядке ‎и представившими в Минюст России сообщение о продолжении деятельности или отчетность в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» за 2 года, предшествующие дате включения в реестр;
  • являющиеся получателями имущественной поддержки предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на срок предоставления такой поддержки, но не более чем на 3 года.

НКО, соответствующие вышеуказанным критериям, должны обратиться в Общественную палату РФ или в общественную палату субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют запрос в органы, уполномоченные на включение в реестр и получают мотивированный ответ.

В реестр не может быть включена некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

НКО исключается из реестра в случае:

  • выявления несоответствия данных о некоммерческой организации, за исключением технических ошибок или опечаток;
  • выявления несоответствия некоммерческой организации критериям, установленным для включения в реестр;
  • получения некоммерческой организацией субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации более 3 лет назад, предшествующих дате включения некоммерческой организации в реестр;
  • нарушения некоммерческой организацией существенных условий соглашения или договора о предоставлении субсидии или гранта (цели и условия предоставления субсидии (гранта), достижение значений показателей результативности) на основании проверки, проведенной органами государственного финансового контроля, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организациями, уполномоченными на включение в реестр. В случае получения субсидий или грантов из нескольких источников организация исключается за нарушение существенных условий одного соглашения (договора);
  • непредставления в Минюст России отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  • несоответствия деятельности НКО, учредительными документами которой предусмотрено осуществление благотворительной деятельности, требованиям Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В настоящее время на портале regulation.gov.ru размещены проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций» (устанавливается перечень требований, учитываемых высшим органом исполнительной власти субъекта РФ при включении в реестр СОНКО, не соответствующих критериям; конкретизируется порядок и сроки включения в реестр и исключения из него) и проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении требований к формату представляемых сведений о некоммерческих организациях для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций».

26 января 2022 года Минэкономразвития обновило соответствующий раздел своего сайта, разместив актуальную информацию о едином реестре СОНКО.

Внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно в перечень сведений, которые отражаются в информации об индивидуальном лицевом счете ПФР каждого физического лица. В частности, туда добавлены сведения о вступлении в брак или его расторжении.

Ранее страхователи обязаны были представлять сведения в электронном виде, если количество лиц, заключившихся с ним трудовые и гражданско-правовые договоры, превышает 25, но, в соответствии с принятыми изменениями число 25 изменилось на 10.

Дополнено регулирование в части подтверждения полномочий представителя страхователя: это может быть как простая доверенность, выданная в порядке, установленном гражданским законодательством, так и электронная доверенность, подписанная ЭЦП.

Схожие изменения внесены и в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ранее отчитываться в электронном виде юрлицу было обязательно, если его среднесписочная численность составляла более 25 человек. Отныне по телекоммуникационным каналам нужно будет подавать отчет, если численность лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены вознаграждения, равна или меньше 10 человек. На среднесписочную численность ориентироваться больше не будут.

Вывод: в соответствии с внесенными изменениями, если у организации больше 10 человек получают вознаграждение, она обязана будет применять электронный документооборот при взаимодействии с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Эти изменения не являются негативными для НКО, поскольку им так или иначе необходимо получение ЭЦП для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, и, соответственно, переход на электронный документооборот с другими государственными органами не должен создать дополнительных сложностей.
Принятые ведомственные приказы
Проект данного административного регламента был опубликован для общественного обсуждения 5 июля 2019 года.

Ранее действовавший Приказ Минюста России от 30.12.2011 №456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» утратил свою силу.

Основные изменения порядка осуществления Минюстом контрольных функций:

  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля, не закрепляется в самом регламенте, а должен быть опубликован на сайте Минюста и портале госуслуг;

  • исключен пункт (п. 5 старого регламента) о том, что «Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности, открытости и доступности для некоммерческих организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях центрального аппарата (территориальных органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственности органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля, недопустимости взимания органами контроля с некоммерческих организаций платы за проведение мероприятий по контролю.»;

  • исключена обязанность должностных лиц Минюста предъявлять при проведении проверки копию документа о ее согласовании с органами прокуратуры (пп. 4 п. 7 старого регламента);

  • перечень обязанностей должностных лиц Минюста дополнен обязанностью «не вмешиваться в деятельность некоммерческой организации, в том числе при участии в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях, за исключением случаев выявления нарушений законодательства Российской Федерации» (пп. 13 п. 9 нового регламента);

  • в перечень обязанностей должностных лиц Минюста включена обязанность «включать в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в указанный реестр.» (пп. 15 п. 9 нового регламента);

  • в новом регламенте (п. 11) добавлен перечень обязанностей руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации при осуществлении государственного контроля (надзора):

обеспечить при необходимости присутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации при проведении проверки;

– представлять по запросам должностных лиц Минюста России (территориального органа) относящуюся к предмету проверки информацию (документы, сведения), включая их заверенные копии, письменные пояснения в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме документарных проверок), в течение двух рабочих дней со дня получения запроса (при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в форме выездных проверок);

– предоставлять возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, и обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в помещения и территории, которые занимает некоммерческая организация, в отношение которой проводится мероприятие по осуществлению государственного контроля (надзора);

– предоставлять места для осуществления государственного контроля (надзора) в период проведения выездной проверки в служебном помещении по месту нахождения некоммерческой организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

  • в новом регламенте закреплен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки у проверяемой некоммерческой организации (п. 14):
1) документы, подтверждающие местонахождение некоммерческой организации (копии правоустанавливающих документов на помещение);

2) решения высшего органа управления некоммерческой организации (протоколы, выписки из протоколов, решения об утверждении благотворительных программ, справки и другие);

3) решения постоянно действующего руководящего органа, распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы), по утверждению добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества, по использованию безвозмездного труда граждан в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

4) решения контрольно-ревизионного органа некоммерческой организации, включая акты проверок (при наличии указанного органа в структуре некоммерческой организации);

5) сведения о программах некоммерческой организации, решения об их утверждении и сведения об их реализации;

6) сведения о публичных и иных мероприятиях, проведенных некоммерческой организацией (периодичность, форма проведения, место и дата проведения, содержание мероприятий и прочее);

7) документы, подтверждающие участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов;

8) содержательные отчеты по грантам;

9) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией юридическим и физическим лицам;

10) содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации;

11) информация о пожертвованиях, полученных и направленных некоммерческой организацией политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума;

12) сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества, наличии иностранных источников финансирования;

13) сведения о членах (участниках) некоммерческой организации с указанием даты рождения и гражданства (копии заявлений о вступлении в члены (участники) некоммерческой организации, решений уполномоченных органов некоммерческой организации об их приеме или исключении, реестр членов (участников) некоммерческой организации);

14) сведения о членских взносах и иных имущественных взносах (при наличии);

15) сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии);

16) копии штатных расписаний некоммерческой организации;

17) документы по использованию некоммерческой организацией труда добровольцев, волонтеров;

18) документы по сайту некоммерческой организации;

19) переписка некоммерческой организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей;

20) печатные издания, печатная продукция, а также иные агитационные материалы, образцы сувенирной продукции, наград, грамот и прочее;

21) документы, подтверждающие участие в выборах и референдумах в качестве избирательного объединения (при наличии);

22) публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет" (при наличии);

23) документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности, учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации, об участии в деятельности иных юридических лиц;

24) сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности некоммерческой организации;

25) материалы по выпуску периодических изданий;

26) бухгалтерско-финансовые документы, которые не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно:

– копии планов счетов бухгалтерского учета, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;

утвержденные сметы доходов и расходов, финансовый план;

оборотно-сальдовые ведомости по счетам некоммерческих организаций;

карточки (анализ) счетов главной книги;

кассовые документы (кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты);

заключенные договоры и документы об их исполнении - приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, счета-фактуры, акты (в случае применения некоммерческой организацией упрощенной системы налогообложения представляется книга учета доходов и расходов);

27) пояснения руководителя (представителя) некоммерческой организации, представленные в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных некоммерческой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минюста России (его территориальных органов) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора);

28) копии правоустанавливающих документов на используемые в деятельности некоммерческой организации помещения, здания, земельные участки и прочее.

Еще 18 видов документов (29-46) могут быть истребованы при проверке религиозных организаций.

  • в пунктах 16 и 17 нового регламента закреплено право Минюста затребовать дополнительные документы и сведения. В случае несоответствия представленных сведений тем сведениям, которые имеются в распоряжении Минюста, срок для направления письменных пояснений составляет 10 рабочих дней;

  • в пункте 18 нового регламента закреплен исчерпывающий перечень документов, запрашиваемых Минюстом в рамках межведомственного взаимодействия;

  • в пункте 29 нового регламента закреплено, что срок проверки в исключительных случаях может быть продлен до 45 рабочих дней (по старому регламенту – на 20 рабочих дней, т.е. всего до 40);

  • в новом регламенте (п. 93) существенно увеличены сроки рассмотрения должностными лицами Минюста документов об устранении нарушений, указанных в предупреждении (представлении), вынесенном в адрес НКО: 30 календарных дней вместо 2 рабочих дней;

  • в п. 117 нового регламента приведен примерный перечень случаев, в которых заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой:
отсутствия оснований для проведения плановой (внеплановой) проверки;

нарушения срока уведомления;

отсутствия согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении некоммерческой организации;

истребования документов, не относящихся к предмету проверки;

проведения плановой проверки, не включенной в План;

проведения проверки без распоряжения Минюста России (территориального органа);

непредставления Акта проверки;

превышения установленных сроков проведения проверки;

участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с некоммерческими организациями, в отношении которых проводятся проверки.

Вывод: принятие нового административного регламента Минюста по проведению проверок носит негативный характер для НКО, поскольку при его разработке Минюстом России чрезмерно широко истолкован пп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», позволяющий запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия. Таким образом, в перечень документов, истребуемых у НКО в рамках проверки, необоснованно включены, например, «содержательные отчеты по грантам», «содержательные отчеты об использовании финансовых средств согласно целям, указанным в договорах пожертвований в соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации» и др., которые очевидно распорядительными документами не являются. Также в данный перечень включены документы, не соответствующие законодательству, например, «сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества (при наличии) их руководителей, контактных телефонов (при наличии)», поскольку в ФЗ «О некоммерческих организациях» фигурируют исключительно «структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций», а Гражданском кодексе РФ такой термин вообще отсутствует. Некоторые пункты перечня документов, например, «документы по сайту некоммерческой организации» или «публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет" (при наличии)», требуют конкретизации. Закрепление возможности продления срока проверки до 45 рабочих дней прямо противоречит требованиям ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Приказом утверждены 2 показателя риска нарушения обязательных требований в области обработки персональных данных:

  • установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставляемых контролируемым лицом по запросу контролирующего органа, и информации, поступившей в контролирующий орган от граждан, в части, касающейся наличия в деятельности контролируемого лица признаков неправомерной обработки их персональных данных;
  • установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов предоставления неограниченному кругу лиц доступа к базам персональных данных и (или) распространения баз персональных данных в сети "Интернет", имеющих признаки принадлежности контролируемому лицу.

Вывод: исходя из формулировки критериев, их выявление в деятельности некоммерческих организаций представляется маловероятным, при условии, что НКО соблюдает основные требования законодательства о персональных данных.
Проекты федеральных законов
18 января 2022 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами Н.В. Коломейцевым, С.П. Обуховым, Ю.П. Синельщиковым внесен проект федерального закона № 56907-8 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законопроектом предлагается исключить из ч. 4 ст. 28 Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность дистанционного проведения публичных слушаний, организуемых в рамках обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Ранее Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был уточнен порядок организации и проведения публичных слушаний, который определяется уставом муниципального образования или НПА его представительного органа. Указанный закон закрепил норму, согласно которой уставом муниципального образования или НПА его представительного органа может быть установлено, что для участия жителей в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться Единый портал госуслуг.

Вывод: законопроект носит негативный характер, поскольку сокращает или делает полностью невозможным проведение публичных слушаний в муниципальных образованиях, особенно в связи введенными ограничениями, связанными с эпидемиологической ситуацией. Использование Единого портала госуслуг для аутентификации участников дистанционных публичных слушаний призвано исключить сколько-нибудь существенные подтасовки их результатов.
Законопроектом предлагается расширить возможность применения предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» таких мер воздействия на всех иностранных граждан и лиц без гражданства, а не только на граждан США, как это закреплено в действующей редакции.

Список иностранных граждан и лиц без гражданства (в действующей редакции – граждан США), в отношении которых применятся меры воздействия, ведется МИД России.

В отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства (в действующей редакции – граждан США):

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Коррелирующие изменения в части запрета въезда на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства предлагается внести и в Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Статья 1 272-ФЗ:

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:
а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;
б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;
в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;
д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;
е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;
ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;
з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
Иные новости некоммерческого законодательства и судебная практика
В соответствии с пп. «б» п. 2 перечня поручений, Правительству РФ в срок до 1 мая 2022 года необходимо представить предложения, предусматривающие возможность предоставления пособий и льгот руководителям некоммерческих организаций, которые решением коллегиального органа управления некоммерческой организацией осуществляют свою деятельность без выплаты им вознаграждения, и при необходимости обеспечить внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

В тот же срок Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ поручено представить предложения о дополнительных мерах поддержки некоммерческих организаций, оказывающих социальную поддержку и медицинскую помощь лицам без определенного места жительства (пп. «б» п. 7 перечня поручений).

До 1 мая 2022 года Минюсту России поручено (п. 9 перечня поручений):

а) проанализировать совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека законодательство Российской Федерации о регулировании деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в том числе в части, касающейся их исключения из реестра соответствующих организаций, и практику его применения. При необходимости представить предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации;

б) проанализировать совместно с Роскомнадзором и при участии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» положения законодательства Российской Федерации о регулировании деятельности средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и практику его применения. При необходимости представить предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации.

Банку России рекомендовано с срок до 1 мая 2022 года разработать при участии Минэкономразвития России и утвердить методические рекомендации для кредитных организаций, разъясняющие особенности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в целях упрощения предоставления таким организациям кредитов (займов), в том числе в рамках программ льготного кредитования (п. 15 перечня поручений).